Селения Симбирского уезда. П. Мартынов. Издание Симбирской губернской ученой архивной комиссии. Симбирск. Типо-литография А.Т. Токарева, 1903
МАРТЫНОВ П.
СЕЛЕНИЯ СИМБИРСКОГО УЕЗДА 1903 г
Вступление
Заселение нынешняго Симбирскаго уезда русскими людьми начинается одновременно с построением города Симбирска (1648 г.) и проведением Симбирской пограничной черты. До того времени здесь встречалось очень мало русских населенных пунктов. По берегу р. Волги изредка попадались "сторожи" — наблюдательные пункты за движением неприятеля, а внутри края, на необъятные пространства, растилались "дикия поля" и "порозжия земли" даже инородческих (чувашских, мордовских и татарских— первоначальных обитателей средняго пополжья) селений было очень немного. Из "строелыюй книги г. Синбирска", составленной в 1649 году первым Синбирским воеводою Иваном Богдановичом Камыниным, и из других сохранившихся до нас письменных документов 17-го столетия видно, что во время построения г. Симбирска, в пределах нынешняго Симбирскаго уезда, существовали только следующие инородческия селения: мордовския деревни: Кадышева, Безсоновка, Вожжи и Семенкова (нынe села: Безсоново и Вышка и деревни Кадышевка и Вожжи), чувашские деревни: Тимерсяны (нынe села Верхния, Средния и деревня Нижния Тимерсяны), Маклауша (ныне деревня Старыя Маклауши) и Алгаши (ныне село Старыя Алгаши), да татарския деревни Тарханы (ньне деревни Большия и Малыя Тарханы).
Еще со времен Иоанна III заселение покореннаго инородческаго края русскими людьми производилось, обыкновенно, двояким способом: принудительно - мерами правительства и добровольно - по инициативе частных лиц. Оба эти способа имели полное применение и в Симбирском крае, начиная с половины 17-го столетия, при чем первый способ предшествовал, как и всегда, второму.
Для построения.города Симбирска веленo было высылать на место постройки "посошных" людей из низовых городов "с русских, с 5 дворов, а с ясашных (инородческих), с 3 дворов —по одному человеку". Одновременно с этим, для устройства Симбирской черты и заселения укрепленных мест на этой черте, правительство переводило сюда служилых и ратных людей, прежде всего из ближайших к черте мест, а затем и из более далеких от черты пунктов. Эти "переведенцы" были поселены отделыными слободами в окрестностях города Симбирска (Мостовая, Сельдинская и Карлинская слободы) и по северной стороне Симбирской черты (Арская, Тетюшская, Уржумская, Подлесная, Теньковская, Холмогорская и другия слободы), при чем название слобод указывало, в большинстве случаев, тот город, из котораго пришли "переведенцы". Каждый из таких переведенцев зачислялся в служилый список по городу Симбирску и за службу, которую должен был нести, получал, в виде вознаграждения, известное количество четвертной пахотной земли около своей слободы.
Добровольное заселение стало практиковаться у нас уже по построении города Симбирска и главным образом, после победы над Стенькой Разиным. Этот способ заселения был весьма распространен, потому что пользовался, в широких размерах, поощрением со стороны правительства. Все боярския дети, прикомандированныя к окольничему Богдану Матвеевичу Хитрово в качестве "товарищей", при постройке г. Симбирска, получили в новом Симбирском уезде "поместныя" земли и тем положили начало частному землевладению в нашем уезде. Каждому из них дано было "великаго государя жалованье, в его поместный оклад", после чего его записывали в "Симбирскую десятню, в служилый список" по городу Симбирску и тогда он получал название - "синбиренин". Несколько позднее стали проситься на службу в Симбирск служилые люди из Москвы и им тоже предоставлялось право на получение "поместной земли" в Симбирском уезде. Такой синбиренин обыкновенно сам отыскипал себе "порозжую" землю и облюбовав "дикое поле", которое ни в поместье, ни в оброк никому еще не отдано, обращался к Синбирскому воеводе с челобитной назначить "отказчика", для отвода ему той земли и для занесения его поместья в "отводныя" ими поместныя книги. Воевода выбирал кого либо из служилых людей, обыкновенно из местных помещиков, и отправлял его в качестве отказчика или отводчика, вместе с подъячим, на то место, где находилась найденная челобитчиком земля. Не доезжая до этой земли, отказчик брал с собою "тутошних и сторонних людей, сколько человек пригоже", распрашивал их, и если они показывали "по святой непорочной евангельской заповеди, а мурзы, татары, мордва и чуваши по их вере, по шерти*) что та земля ни "в поместье, ни в оброк никому не отдана и от засечных крепостей не в близких местах и спору о ней не будет", то в таком случае земля отводилась челобитчику. При изобилии в то время свободных земель, помещики обыкновенно не ограничивались участком земли, данным им в поместный их оклад, а захватывали, без стеснения, смежные свободныя земли и обрабатывали их самовольно, не имея на то разрешения, почему через несколько леть у них в "поместье" оказывалось огромное количество "примерной" (излишней) земли. Тогда они сами, а после них дети и другие наследники, при всяком удобном случае, ходатайствовали об укреплении за ними этих примерных земель и получив их, не упускали, в свою очередь, возможности. захватить новые участки.