История Районы формирования служилых татар (Габдуллин И.Р. "От служилых татар к татарскому дворянству", 2006)

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
В 1699 г. служилых татар и мещеряков в Уфимском уезде уже насчитывалось 748 человек (2). В переписных книгах 1720 г. «служилых мещеряков» было зарегистрировано, что они проживают в 41 деревне, в основном в Осинской дороге. Всего в них насчитывалось 380 дворов. При этом у некоторых из жителей имелись и дворовые люди3. В 1736 г. служилые мещеряки по своей переписи показали, что их насчитывается около 20000 человек, в том числе к службе годных 5000 человек4. Видимо, в этом случае учитывались и те «мещеряки», которые ранее были положены в по¬душный оклад, а на время восстания 1735 - 1740 гг., вызванные на службу, с освобождением на время службы от подати. Это видно и из того, что позднее в 1766 г. в Уфимской и Исецкой провинциях служилых мещеряков насчитывалось 1937 дво¬ров (всего 15517 душ обоего пола), служилых татар 237 дворов (1429 душ) и тархан 443 двора (5). Хотя основной обязанностью уфимских мещеряков являлась служба, но в 1699 г. с них было велено собрать вместо «Камышенской службы» по рублю. Позднее, после перевода служилых татар Казанской губернии в лашманы в 1718 г. с мещеряков Уфимского уезда стали собирать опять по 1 рублю. В 1732 г. указом из Правительствующего Сената мещерякам предписывалось служить «по прежнему с Уфимскими дворянами и иноземцами»6. С 1747 по 1754 гг. мещеряки платили 25- копеечный ясак, который с них затем снят (7). С этого времени основной обязанностью мещеряков стала военная служба. Они послужили одной из составных частей, сформированного в XIX в. башкиро-мещеряцкого войска.
Основой «мещеряцкого» сословия на территории Уфимского уезда послу¬жили те же феодальные, в какой-то мере родственные группы, известные в Казанском уезде, как служилые татары, а в Уфимском, как те же служилые татары и мещеряки, тарханы.

2 Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии. Ч. 1. Оренбург, 1887. С. 72-73.
3 РГАДА. Ф. 248. Он. 3. Кн. 115. Л. 659-662.
4 Там же. Ф. 248. Он. 3. Кн. 135. Л. 42.
5 РГАДА. Ф. 16. Он. 1.Д.815.
6 Малов Е. А. Сведения о мишарях. Этнографический очерк. Казань, 1885. С. 36.
7 История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в. Уфа, 1996. С. 289.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Романовский и Ярославский уезды

Появление на этнической карте северо-восточной Руси XVI в. (современ¬ная территория Ярославской области) татарского населения связано с пожалованием в удел ногайским мурзам Кутумовым и Юсуповым г. Романова (ныне г. Тугаев Ярославской области). Это событие произошло в конце 1564 — первой половине 1565 годов[1]. Вместе с Эльмурзой Юсуповым и его двоюродными братьями Айдаром и Алеем мурзами Кутумовыми на службу к московскому государю прибыли и «их казаки». Помимо г. Романова царь пожаловал новым подданным и ряд дворцовых сел в Романовском уезде. О размере земельных владений ногайских мурз в Романовском уезде дает представление дозорная книга этого уезда за 1616 год. За Сююшем мурзой Юсуповым по этой книге в пяти станах насчитывалось 72 крестьянские деревни и два села[2].

На новом месте уже сами ногайские мурзы верстали своих казаков (служилых татар) поместными и денежными окладами «хто чего достоин». Все доходы с города и пожалованных владений также поступали в полную собственность Кутумовых и Юсуповых. За пожалованные земли ногайские мурзы должны были выставлять на службу 225 человек[3]. В основном военные отряды из романовских служилых татар должны были нести военную службу во главе с московскими воеводами на южных рубежах Московского государства. Так, в 1641 г. романовские татары были высланы на государственную службу в города Москву, Тулу, Яблоков, Белгород, Крапивну и Ливны[4].

Так же как и в Касимове, в Романове был посажен и воевода. На воеводу при этом, помимо выполнения своих прямых обязанностей по управлению уездом, возлагалась и функции надзора над татарскими владетелями. В этом плане интересны наблюдения Станислава Немоевского, доверенного гонца шведской королевы, посетившего в 1606 г. Романовский уезд и заставшего там Эльмурзу Юсупова. С. Немоевский пишет: «Когда однажды мы послали к нему продать некоторые вещи для съестных припасов, он, мужчина уже лет шестидесяти, с грустью сказал нашим: «Вы еще можете вскоре отсюда выехать, по окончании настоящей войны, на которой у меня, у несчастного, убили сына. Но я, прибывши сюда добровольно лет сорок назад, Бог весть, увижу ли еще свою отчизну». Он желал было и далее говорить, но пристав, что был с нами, приказал ему молчать» .

[1] Трепавлов В. В. Ногаи в Башкирии, XV — XVII вв. Княжеские роды ногайского происхождения // Материалы и исследования по истории и этнологии Башкортостана, Уфа. 1997. №2. С. 58-59.
[2] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 375. Л. 1 об.-Зб.
[3] Гурлянд И.Я. Романовские мурзы и их служилые татары. Тверь, 1904. С. 4.​
[4] РГАДА. Ф. 131. Оп. 1 (1641 г.). Д. 3. Л. 1-85.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Помимо Романовского уезда, ногайских мурз разместили также в Ярославском уезде, в Ростове и Суздали. К 1637 г. ногайская знать отмечена в следующих городах: в Романове — Сююш мурза Эльмурзин сын Юсупов, Барай мурза Алеев сын Кутумов; в Ярославле — Канай мурза Джаналеев сын Шейдяков, Пантелей мурза Касымов, Досай мурза Кантандеев, Солтанай мурза Капланов сын Шейдяков, Корел мурза Чинмурзин сын Юсупов, Девлет мурза Джаналеев сын Шейдяков, Ханмурза Капланов сын Шейдяков, Шахтемир мурза Хотеев; в Ростове — Мустафа мурза Мамаев сын Семендеров, Досай мурза Кангильдеев сын Муратов; в Суздали — Сабанай Асанов сын Кулчюмов. К 1652 г. Романове показаны Джанмурза, Акмамет мурза и Иштеряк мурза Сююшевы дети Юсуповы, Ханмурза Бараев сын Кутумов с братьями. Вместе с размещенными в Ярославле Шейдяковыми, П. Касымовым отмечен и Акманай мурза Бигеев сын Сма- илев. В то же время Корел Юсупов, Ш. Хотеев и Д. Кантандеев не показаны[1].

Фамильный состав романовских служилых татар к середине 1670-х гг. был нижеследующим: Айтулушевы (одна семья), Акдавлетовы (2), Аликеевы (из Ярославля, 1), Алтыгановы (1), Аразлеевы (2), Байгильдеевы (5), Баймышевы (2), Бакаевы (5), Бибарисовы (3), Бигильдеевы (1), Биккинеевы (3), Битюко- вы (1), Булатовы (3), Есекеевы (3), Илбаевы (1), Исенбаевы (1), Исеневы или Эсеневы (4), Ишкараевы (1), Кадырбердеевы (3), Кадышевы (1), Кангуловы (2), Карамышевы (5), Карауловы (2), Карашовы (из Ярославля, 1), Кизынбае- вы (1), Киштанаевы (1), Куватовы (2), Курленевы (1), Курманалеевы (3), Майковы (2), Маметевы (1), Мамкеевы (3), Мачаковы или Мочаковы (2), Мусако- вы (из Ярославля, 1), Нагаевы (1), Ораковы (1), Сабанеевы (1), Сарыевы (1), Сафаровы (из Ярославля, 1), Сиюшевы (3), Смаилевы (1), Танатаровы (1), Тар- бердеевы (1), Таргуловы (1), Токаловы (1), Токсаровы (1), Толбаевы (из Ярославля, 1), Тохпаевы (1), Шайчурины (из Ярославля, 1), Шамратовы (1), Чекма- евы (из Ярославля, 1), Эшметевы (3), Янгильдеевы (7), Янодаровы (из Ярославля, 1), Янчурины (1)[2].

Позднее в связи с политикой христианизации большая часть ногайской феодальной знати, служившей по Романову и Ярославлю была вынуждена принять православие. Многие романовские и ярославские служилые татары в этих условиях старались перевестись на службу в другие края, свободные от религиозных притеснений. Таким образом, часть романовских служилых татар перевелась в Казанский и Уфимский уезды. С романовскими татарами связана деревня Старое Ромашкино (по-татарски Иске Роман) современного Чистопольского района Республики Татарстан. По преданиям записанным Г. Ахмеровым у костромских татар (в его работе они названы мишарями), романовские мурзы и служилые татары «суть потомки золотоордынских мурз, которые были наемно приняты в русскую службу... и имели своих крепостных людей из русских. Потом... выселены в г. Кострому».

[1] РГАДА. Ф. 131. Оп. 1 (1637 г.). Д. 1. Л. 31-36; Оп. 1 (1652 г.). Д. 8. Л. 4-5.
[2] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 8302. Л. 26 об.-52.
 
Верх