История Районы формирования служилых татар (Габдуллин И.Р. "От служилых татар к татарскому дворянству", 2006)

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Из книги: От служилых татар к татарскому дворянству (И.Р. Габдуллин) 2006.

Глава 2. Районы формирования служилых татар

- Касимовское ханство и Касимовский уезд
- Мещерский край (Темниковский, Кадомский, Шацкий уезды)
- Казанский уезд
- Хлыновский уезд (чепецкие, каринские татары)
- Уфимский уезд
- Романовский и Ярославский уезды

Касимовское ханство и Касимовский уезд

Наряду с такими удельными княжествами как Можайское, Белозерское, Старицкое, Звенигородское, где правили Рюриковичи, на территории Московского государства в середине XV в. возник новый удел, правящую элиту которой составила татарская феодальная знать. Н.А. Фирсов характеризует это государственное образование как «удельное татарское ханство, по видимому [внешне - И.Г.] самостоятельное, на деле же вполне зависимое от московских государей»[1]. Но в начальный период истории царства это было далеко не так.

Образование Касимовского ханства связано с битвой 1445 г. под Сузда- лью и пленением казанскими татарами московского великого князя Василия II. Помимо огромного выкупа за свое освобождение (200 тысяч рублей) московский властитель вынужден был дать в кормление брату казанского хана Махмутека Касиму город Городец Мещерский с частью Мещерского края, на территории которого и возникло Касимовское царство. Видимо, тогда же по договору были предусмотрены поступления денежных выплат в пользу касимовских царей, их князей, казначеев и даруг как из Московского великого княжества, так и из Рязани[2].

[1] Фирсов Н.А. Положение инородцев северо-восточной России в Московском государстве. М., 1866. С. 74.
[2] Хорошкевич А.Л. Русь и Крым: от союза к противостоянию. Конец XV — начало XVI вв. М., 2001. С. 299.
 
Последнее редактирование:

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
С усилением Московского государства статус Касимовского ханства и его владетелей меняется. Если в начальный период образования ханства касимовский царь Касим был в некоторой степени автономен от московского великого князя, то с течением времени преемники Касима становятся фактически только марионетками московских властей. Они подпадают под строжайший надзор. Каждый новый касимовский государь обязан был приносить «шерть» (присягу) на верность Московскому государству, а великие князья передают Касимов тем или иным татарским царевичам, с учетом внешнеполитических и иных соображений. В тот период, когда Москва и Крым состояли в более или менее дружественных отношениях у власти в Касимове находились представители крымской ветви Чингисидов. Сразу после серьезного охлаждения между двумя государствами у власти в ханстве были поставлены сибирские царевичи. Власть хана во многом становится номинальной. Это подтверждается и тем, что к хану в качестве надзирателя приставляется русский воевода. Согласно указу воеводе, данному 11 июля 1651 г., ему, как и прежним воеводам, предписывалось «беречь и разведывать того, чтоб к Касимовскому царевичу и его людям, из которых басурманских государств или от Ногайских людей и от Черемисы о каких делах присылки или совета с царевичевыми сеиты и с иными людьми совета же и ссылки не было и не скрали бы его никто; да будет что проведает не пригожее дело, или ссылку с кем, и ему о том писать к государю к Москве тотчас». Воевода также не должен был допускать встреч Касимовского царя и его людей с зарубежными послами во время их проезда через Касимов в Москву (1).

Со времени княжения Ивана III Касимовское ханство выполняло роль противовеса в борьбе Москвы с Казанским ханством. Касимовские цари Шах- Али и Джан-Али, помимо Касимова, какое-то время правили и в Казани. Казанские, крымские, ногайские, сибирские изгнанники вместе со своими сюзеренами, а также часть плененного тюркского населения также размещались на территории ханства. Чингисиды, размещенные в Касимовском царстве, использовались также для давления на те или иные татарские государства. Наличие на своей территории мусульманского владения Московское государство использовало также в качестве аргумента в диалоге с Портой (Османской империей), доказывая этим свою веротерпимость.

1. Фирсов НА Положение инородцев северо-восточной России. С. 94-95; Никольский Н.В. Конспект по истории народностей Поволжья. Казань, 1919. С. 23.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Вместе с ханами и царевичами в Касимовское царство переселялась и их свита. Известны и имена князей Кобяка Айдарова и Исака Ахматова, подчиненных первому касимовскому царевичу Касиму. Возможно, последний из этих князей имеет прямое отношение к существовавшему позднее в Касимовском уезде селению Ахматово (татары именовали его Карлар) и Ахма- товскому стану. Помимо князей в том же XV в. в царстве упоминаются и другие категории мусульманской элиты: уланы, казначеи и дароги, сеиты. Позднее многие выходцы из Казанского ханства также размещались властями в Касимовском царстве. Известен, в частности, казанский князь Мамин, жалованный в первой половине XVI в. одним из мордовских «беляков». С его же именем, видимо, связана и татарская деревня Мамишево (Малышево), отмеченная в Касимовском уезде в 1715 году! Известны также казанские князья Аиповы и Кастровы (Костровы), поселенные также в Касимовском крае.

Наряду с казанскими выходцами мусульманский нобилитет царства пополнялся и другими этническими компонентами. Так, воспитатель царя Арас- лана Алеевича «дядка» Келмамет аталык Айгилдеев «вышел из Сибири с царем Арасланом вместе». Оттуда же были Деум Бектемиров, Исенгилдей Янгилдеев и многие другие. В этногенезе касимовских татар участвовали калмыки и турки. Среди служащих «царева двора» отмечены калмыки Молла Чепанов и Кичей Чоров. Муса Асанов показан как «турченин». Емикей Би- булушев был московским татарином, а Абдулла абыз Асанов - крымским.

Достаточно много было выходцев и из Ногайской Орды. Так, родоначальник известного княжеского рода Шемердяновых Тохмамет Шемердянов, Сара Еломанов и ряд других служащих «царева двора» оказались ногайскими татарами, вышедшими из Казыева улуса[1]. Ряд потомков золотоодынского правителя Едигея или же Идигея (1352-1419) также оказался в Касимовском царстве. Среди них отметим Сююндюка мурзу, сына Саид-Ахмета (Шейдя- ка) и внука правителя Ногайской Орды Мусы. Уже к началу XVII в. жили в д. Бутаково. Следует отметить также то, что среди потомков Едигея отмечен мурза Бутак. Видимо, в это же время часть представителей рода Сююндюковых перешла на жительство в казанский уезд. Позднее, во второй половине XVII в. часть казанской ветви рода Сююндюковых была переведена в Уфимский уезд и проживала некоторое время в д. Кулаево Осинской дороги[2]. К 1622 г. в самом Касимове проживали ногайские мурзы Ян-Мамед Джанаев и его дядя Абдул Теникеев. Последний из этих мурз также был из потомков Едигея (правнук бия Ногайской Орды Исмагиля)[3].

[1] РГАДА. Ф. 131. Оп. 1. Д. 1 (1627 г.). Л. 28-53.
[2] Там же. Ф. 248. Оп. 3. Кн. 115. Л. 510; Ахметзянов М. Родословная мурзы Сююндюка // Мирас. 2004. № 9. С. 72-83.
[3] Исхаков Д.М. От средневековых татар... С. 218.; Исхаков Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона. Казань, 1993. С. 70; РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 172. Л. 164.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
По данным десятни 1623 г. в Касимовском царстве насчитывалось 446 служилых мурз, татар и казаков[1]. К 1638 г. численность служилых мурз и татар составила 610 человек[2]. Видимо, все эти цифры связаны с поверстанными служилыми татарами. Имея в виду, что в XVII в. среди татарских служилых было немало и неверстанных, общую численность татарского служилого сословия необходимо определять в большей степени. В этой связи достоверными можно считать цифры, приведенные В.В. Вельяминовым-Зерновым в «Исследовании о касимовских царях и царевичах» о численности служилых татар Мещерского края. По его данным, количество служилых мурз и татар Мещеры составляло 3,4 тысячи человек. По мнению же Д.М. Исхакова, численность служилых татар вместе с семьями только в Касимовском царстве достигала 24 тысяч человек (3).

Ко времени 1-й ревизии 1719-1724 гг. касимовские татары (Касимовский уезд) проживали помимо посадов г. Касимова в 5 селах и 44 деревнях.

[1] РГАДА. Ф. 131. Оп. 1.Д. 11 (1623 г.). Л. 2-29.
[2] Рахимзянов Б.Р. Касимовское царство: социально-политическое развитие (1445-1552 гг.). Дис.... канд. ист. наук. Казань, 2001.
3 Исхаков Д.М. От средневековых татар... С. 233, 239.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Мещерский край (Темниковский, Кадомский, Шацкий уезды)

Тюркская знать стала заселять междуречье Оки и Суры задолго до «великой замятии» в Золотой Орде. А родоначальник князей Мещерских Бахмет Усеинов сын Ширинский в Мещерском крае появился, по данным родословцев, еще в конце XIII века. Татары на новом месте построили как свои укреп¬ленные пункты города Наровчат, Темников, Елатьма и другие. По мнению М.Г. Сафаргалиева город Темников берет свое начало с 1257-1259 годов. Наровчат же известен начиная с 1312 года, судя по монетам, чеканившимся в этом городе (1). К 1614 г. рядом с этими городами располагались еще владения служилых мурз и татар. В XIV в. в районе р. Пьяны появляется князь Секизбей, в Наровчате князь Тагай и другие. В своих владениях они действовали как в настоящих удельных княжествах: выделяли своим мурзам и слугам поместья, «судили» местных жителей и устанавливали свои порядки среди зависимого населения .
В состав Московского государства Мещерская земля вошла по жалованной грамоте, данной ханом Золотой Орды Тохтамышем Василию Дмитриевичу в 1392 году. Мещерская область в то время примыкала к Рязянскому няжеству. Первоначально власть московского государя в Мещерской земле была непрочной. Местные мещерские (татарские) князья обладали в достаточной степени автономностью. В период внутренних неурядиц в Московском великом княжестве в первой половине XV в. эта власть, видимо, практически сошла на нет, что отражено в какой-то мере в духовных грамотах Василия I и Василия II, где географический термин «Мещера» не упоминается (3). Да и после усиления Московского княжества при Иване III внутренняя самостоятельность Мещерской земли (или же удельного княжества) некоторое время сохранялась.

2 Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций... Из опыта образования и распада империй X—XVI вв. М., 1996. С. 362.
3 Алишев С.Х Социальная эволюция служилых татар во 2-й половине XVIII-XVIII вв.// Исследования по истории крестьянства Татарии дооктябрьского периода. Казань, 1984. С. 55-56.
4 Горский АА Русь. От славянского расселения до Московского царства. М., 2004. С. 280-282
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
После присоединения края к Московскому государству его власти, нуждавшиеся в военных силах на окраинах государства, еще в XVI веке, приглашали ордынских феодалов на службу в Мещеру. Так, в 1552 г. московский царь обратился к ногайским татарам так: «А вы ныне юртов своих отбыв ходите без пристанища. И похотите к себе нашего жалованья; и вы бы поехали к нам со всеми своими людьми, которые ныне с вами. А мы вам всем и вашим людям дадим место на Украйне в Мещере, где вам пригоже кочевати»[1].

Особенностью мещерской земли являлось наличие большого количества татарских помещиков, в крепостной зависимости от которых находились татарские, мордовские, русские крестьяне. В Темниковском уезде, например, в 1612 г. был всего 451 помещик, большинством из татар. Даже в конце XVII в. в том же уезде из 647 помещиков более 500 были татарскими мурзами и князьями[2]. Среди представителей татарской господствующей верхушки в 1678 г. отмечено 57 человек из мурз и князей Еникеевых, 50 - князей Акчуриных, 32 - Девлеткильдеевых, 31 - Кудашевых, 19 - Тенишевых, 18 - Бибарсовых, по 17 - Тугушевых и Токшейковых, 15 - Дашкиных, 7 - Кугушевых, по 5 - Мансыревых и Макуловых, по 4 - Дивеевых, Ишеевых, Кулунчаковых, Шихмаметевых. Здесь же показаны также Долоткозины, Утяшевы, Ефаевы, Седахметевы, Чанышевы и другие[3]. Татарская элита имела обширные владения. Так, кадомс- кий мурза Исеней Мокшев сын Бутаков получил княжение над рязанской мордвой Кирдяновского беляка. Земельные пожалования продолжались и в XVI- XVII веках. Князю Девлеткильдееву в 1563 г. был жалован Кирдюшевский беляк на р. Суре, служилым мурзам Р. Алтышеву с 20 товарищами в 1586 г. - поместья в Арзамасском уезде, а Уразай Енашев в 1631 г. положил начало г. Рузаевке. В XVII в. из фамилии Кугушевых владели беляками князья Акири - Ерыхтинским (22 села), Тениш - Киржанским (24 села), Еникей (Темниковс- ким), Енгалыч (телядимским). В 1629 г. в Арзамасском уезде было 216, в Алатырском - 420 служилых татар, а в Касимовском, Кадомском и Темниковском уездах их насчитывалось соответственно 409, 250, 389 человек[4].

[1] Цит. по: Орлов A.M. Мещера, мещеряки, мишари. С. 29.
[2] Алишев С.Х. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья XVI — начала XIX вв. М., 1990.3 С. 94.
[3] Заварюхин Н.В. Очерки по истории Мордовского края. С. 28-29.
[4] Алишев С.Х. Социальная эволюция. С. 56-57.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Из мещерских краев с XVII в. с построением оборонительных линий по окраинам государства переводились служилые люди и из татар. Например, в 1642 г. в связи со строительством Саранска сюда были переведены темников - ские служилые, а в 1646 г., когда строился Инсар - другие темниковские мурзы и татары. В 1648 г. в Курмышском уезде служилых татар насчитывалось 386 человек. А во второй половине XVII в. служилые татары, переселенцы из Мещерского края появляются на территории современных Татарстана (юго- восток) и Башкортостана. Так, на реки Большой и Малый Черемшан, Шеш- му в 1658 г. их переселили из Арзамаса, Темникова и Саранска.

По росписи служилых людей в Алатыре в 1661-1663 гг. было 506 человек (все служили с земли). Большинство из них составляли служилые мурзы и татары - 323 человека (1). Помимо Казанского уезда, часть темниковских мурз и татар была переведена в Нижегородский и Арзамасский уезды. Это видно и по топонимическим данным. В частности, селения, именовавшиеся Азеево, отмечены помимо Мещерского края в Арзамасском и Казанском уездах.

Рядом с мещерскими землями располагались и владения бардаковских татар в Рязанском уезде. За бардаковскими татарами, Елдашем Емаевым и другими (всего 28 человек) находилась треть деревни Одерехинской. В них было четыре двора помещиковых, двор людской, 11 дворов крестьянских и 3 двора бобыльских. Пашни насчитывалось 40 четей, перелогом 60 четей. Кроме того, за ними же поместные земли имелись в Каменском стане Рязанского уезда, всего 1122 четей, а в двух станах 1222 четей (2).

1 Ошанина Е.Н. К истории заселения. С. 53.
2 Анпилогов Г.Н. Рязанская писцовая приправочная книга конца 16 в. М., 1982. С. 220.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Казанский уезд

После завоевания татарских земель Казанского ханства московский государь стал считаться их полным собственником и принял титул «царя казанского». Прежняя социальная структура населения завоеванного края также была сохранена. После «замирения» территории Казанского уезда правительство «жаловало» новых подданных ясаком. Привилегированные и лояльные к русскому правительству слои (татарские князья, мурзы, тарханы и казаки) были включены в состав служилого населения Московского царства. Они жаловались поместьями и вотчинами, нередко теми, которыми они владели еще «до казанского взятья» или же «по старине». Таким образом, московские власти в 1557 г. пожаловали «старых казаков Юлгуша Бакшандина со всеми угодьи, как было при Магмедеме царе» 1.

В ходе борьбы за независимость Казанского ханства против Московского государства татарская феодальная знать понесла значительные потери. Часть была истреблена в ходе войны за Казань и во время последующих восстаний второй половины XVI века. Так, только в 1555 г. было убито 1560 татарских князей, мурз и казаков (2). Пленные же казанские феодалы направлялись во внутренние районы Московского царства. Часть вынуждена была бежать в Крымское ханство, Ногайскую орду.

1 Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов. С. 173.
2 Галлямов Р.Ф. Расселение татар Предкамья во второй половине XVI в.// Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции в 3- х томах. Т. III. М., 1997. С. 47; Губайдуллин Г.С. Материалы к истории классов у татар// Открывая страницы истории (на татарском языке). Казань, 1989. С. 199.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Об этом, в частности, говорится в татарской летописи, переписанной Нурмухаметом, сыном Ахметзяна[1]. Части татарских феодалов «были даны вотчины и поместья в подмосковных ближних городах»[2]. По подсчетам Д.М. Исхакова, к 1646 г. в Казанском и Свияжском уездах, основной территории бывшего Казанского ханства, общая численность служилых татар вместе с семьями не превышала 7,5 тысяч человек[3]. Здесь необходимо также иметь в виду, что в данной группе, особенно в Свияжском уезде, значительную часть составили переведенные из внутренних районов русского государства служилые татары и мурзы. Так, в переписной книге Свияжского уезда за 1646 - 1652 гг. среди служилых людей - татар показаны представители известных татарских феодальных родов Енгалычевых, Баи- шевых, Караевых, ранее проживавших в Мещерском крае, Арзамасском и Алатырском уездах[4]. И хотя имел место и обратный процесс сразу после завоевания Казанского ханства, когда часть татарских феодалов переселили в Мещерский край и другие уезды русского государства, но едва ли он был значителен. В частности, в Мещерский край были переведены татарские князья Кастровы, Аиповы.

Часть служилого населения Казанского уезда из-за «бедности» и «скудости» и невозможности из-за этого нести службу, либо из-за перевода их земель в ясачные оказывается в составе ясачного населения. Так, к началу XVII в. предки известного татарского нефтепромышленника и старшины Надыра Уразметова (умер в 1758 г.) проживали в д. Большой Менгер Арской даруги Казанского уезда. Здесь среди жителей по писцовой книге 1602-1603 гг. показаны служилые татары Янбахта, Янбай и Тлевлеш, владевшие, помимо поместья, бортным ухожьем и кабаком, данными «за службу отцу их Тойгозе»[5]. Потомки Тойгози (Тойгилде) к 1678 г. перешли на жительство в д. Адаево той же Арской даруги (ныне в Кукморском районе РТ). К этому времени они оказались в составе ясачных татар[6], но свои «тарханские» корни не забывали, иллюстрацией к чему является прошение одного из родственников Надыра Уразметова Уразки Байбирина о тарханстве. В его грамоте при этом говорится, что «изстари де родственники ево служат... по Уфе в тарханех»[7].

[1] История Татарии в материалах и документах. М., 1937. С. 123.
[2] Вельяминов-Зернов В.В. Исследование. Ч. III. С. 487.
[3] Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени. С. 232.
[4] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 433. Л. 1, 32 об., 50 об., 98 об.
[5] Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов. С. 180-181.
6 РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 6453. Л. 723 об-725.
[7] Вельяминов-Зернов В.В. Источники для изучения тарханства, жалованного башкирам русскими государями. СПб, 1864. С. 46.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Согласно данным из переписных книг 1646 г., собранным И.М. Покровским, по Алацкой дороге вотчинников и помещиков из мурз, служилых татар и новокрещенов было в 160 дворах 166 человек, детей 279 человек, пасынков 6 человек, внучат 31 человек; по Арской дороге - в 99 дворах 99 человек помещиков, 151 человек детей, пасынков - 1, внучат 24, братьев - 29, племянников - 18 человек; по Зюрейской дороге - в 203 дворах помещиков 201 человек, детей - 296 человек, пасынков - 8, внучат - 22, братьев - 32, племянников - 9 человек. Помещиков из мурз по всем дорогам значилось 16, из которых 5 с княжеским титулом: «князь Степан князь Яковлев сын Аса- нов, Ишкей мурза князь Багишев сын Яушев, Кадрек мурза князь Комаев сын Смиленев, Иштеряк и Яштиряк мурзы князь Семенеевы дети Яушева, Москей мурза Байкеев, Кадырмаметь мурза Доскеев сын Яушева, Богдан мурза Исенеев сын Яушева, Кулай мурза Сабакаев Чиникеев, Шигай мурза Сабакаев сын Яникеев, Богулка мурза Семенеев сын Яушева, Москов, Уре- кей и Исеней мурзы Тогильдины, Ишкей и Кадырмаметь мурзы Яушевы». В Казанском крае владения части татарских помещиков занимали огромные площади, но обеспеченность их крестьянами была недостаточной. Больше всего крестьян было у мурз Иштеряка и Яштиряка Яушевых - всего 288 человек. Их владения находились по Алацкой и Зюрейской дорогам 1.

1 Покровский И.М. К истории поместного и экономического быта в Казанском крае в поло¬вине XVII века. Казань, 1909.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Хлыновский уезд (чепецкие, каринские татары)

Формирование чепецкой группы служилых татар связано с Арской дорогой Казанского ханства. Следует учитывать также и то, что тюркское население появилось в бассейне р. Чепца задолго до возникновения Казанского ханства, еще в период Волжской Булгарии. Эпитафийные надписи, относящиеся к первой четверти XIV в., также свидетельствуют, что на данной территории присутствовало тюркское население. В источниках феодальную верхушку населения бассейна р.Чепца именуют чаще всего как «арские князья», или же по названию одного из наиболее крупных татарских поселений края - с. Карино - каринскими татарами. Эпитет «арские князья» ясно показывает, что территория бассейна р. Чепца какое-то время (до 1489 г.) входила в состав Арской дороги Казанского ханства. Здесь же проживало и зависимое от них население, которое в источниках фигурирует как аряне (1489), вотяки или «отяки» (ок. 1505-1509 гг.), «чюваша» (1511 г.), бесермяне (1615 г.). Своего рода столицей каринских татар являлся укрепленный городок Нукрат. Во время присоединения к Московскому государству Вятского края упоминаются «арские князья», которых московские войска «изведоша». Здесь же говорится, что позднее Московский великий князь Иван III «арских князей пожаловал... отпустил в свою землю» 1. При этом родственные между собой «арские князья» оказались в составе двух разных государств — Казанского ханства и Великого княжества Московского.

[1] Исхаков Д.М. О происхождении «арских князей» и их месте в этнополитической структуре Казанского ханства // Заказанье: проблемы истории и культуры. Казань, 1995. С. 95-96.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
По данным шеджере, феодальная знать этого края возводила себя в своих генеалогиях до кыпчакского эмира Бачмана, жившего в Нижнем Поволжье в первой половине XIII века. Начальная часть родословной «арских князей» выглядит так: Пачман солтан - Балым бек - Калдар бек - Канбар бек - Кара бек. По преданиям, именно при Кара беке каринская земля оказывается в составе Русского государства и жалуется тому же Кара беку царем Иваном Васильевичем, названного в шеджере Калитой. В ряде источников Кара бек (или же Караби) именуется «ханом» или же говорится, что он «державец был»[1].

В источниках XVI в. достаточно полно отражены представители татарской феодальной знати в Хлыновском уезде. Наиболее ранние документы относятся к периоду княжения Василия Ивановича III (1505-1533). В одном из наиболее ранних источников, связанных с каринскими татарами и датированном 18 декабря 1511 г., в титулатуре Василия III представлены такие формы как «государь всеа Русии и великий князь... Псковский». В то же время в копии другого документа, который связан также со временем правления Василия III, но датированном из-за небрежности переписчиков оригинала 25 июня 7091 г. (по современному летоисчислению 1583 г.), такого рода наименований в титулатуре Василия III нет. Из этого можно заключить, что данная грамота составлена в период между 1505 и 1509 гг., когда в состав Московского государства вошла Псковская земля. Именно в этой грамоте встречается имя Кара бека, данная в форме Карачура. Здесь же указано и имя его отца - Рамадан[2]. Несколько позднее, в январе 7055 г. (1548 г. - И.Г.) упоминается и один из сыновей Карачуры Бакшанда (Башканда).

1 ГАОО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 204. Л. 162.
2 Там же. Л. 76-76 об.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Каким же было положение татарской элиты после присоединения края к Русскому государству? Видимо, после 1489 г. зависимое от татарских феодалов население было отписано от них. Поэтому, не случайно в жалованной грамоте Карачуре Рамаданову предписывается «тутошних вяцких отяков писменных и не тяглых... не звати и не принимати». В связи с этим Карачуре Рамаданову разрешалось принимать «ис Казанская земли» призванных им вотяков, которых предполагалось посадить «на Гожанова раменье и на речку на Селлю». Вновь прибывшая группа населения (вотяки, чуваши) оказались под судебной юрисдикцией местных татарских феодалов. Хлыновские наместники московского государя имели право судить подвластное арским князьям население лишь в случаях «душегубства и разбоя с поличным». В случае же судебных споров между зависимым от татарской верхушки населением «с вятчаны, с русью или с татара, з городскими людми или становыми» суд предполагался общий. В остальных же случаях «ведает... и судит» татарский князь. Сбор пошлин с вотяков и чувашей также осуществлялся татарскими князьями. Лишь при царе Федоре Ивановиче в 1688-1689 гг. практика сбора ясака каринскими князьями с подвластного населения была прекращена. Татарские феодалы с этого времени стали жаловаться подобно другим служилым иноверцам денежным жалованьем. Было предусмотрено две статьи денежного жалованья — по 10 и 7 рублей[1].

В XVII-XVIII вв. значительная часть служилых татар перешла на жительство в Казанский и Уфимский уезды.

[1] РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 978. Л. 7-8.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Уфимский уезд

На территории современной Республики Башкорстан служилые татары и мещеряки (мишари) являлись служилым военным сословием на протяжении XVII-XIX веков. В 1792 г. мещеряки Уфимского наместничества показали: «происхождение наших предков из ногайских владетельных фамилий и мурз, служилых мещеряков и татар»[1]. Мишари (мещеряки) на этой территории появились по некоторым данным с конца XVI века. И.К. Кириллов в своем изъяснении о населении Уфимского уезда в 1735 г. подчеркивал, что «мещеряки, то есть слу- жилыя татары... накликаны с начала города Уфы»[2]. Будущий сенатор полковник И.Г. Головкин в письме своему отцу канцлеру И.Г. Головкину от 24 сентября 1720 г. писал, что «служилые татары здесь называютца... мещеряки, как слышно многие в Уфинском уезде помещены по грамотам ис приказу Казанского Дворца»[3]. В «Записке Оренбургского правления по вопросам управления разными группами населения Башкирии» (1800 год) о мишарях сказано так: «Сей народ не коренной Оренбургской губернии, но перешедший по нынешнему положению Симбирской губернии из Алаторского и Симбирского уездов»[4]. Уже в начале XVII в. «слободские татары» показаны как жители слободы под Уфой[5]. Служилые татары под наименованием «слободские татары» известны в более позднее время. Так, в 1625 г. вместе с назначенным в Уфу воеводой С. Волынским было предписано ехать на службу трем слободским татарам[6].

[1] Цит. по: Демидова Н.Ф. Башкирское восстание 1735-1736 годов. Дис.... канд. ист. наук. М., 1955. С. 261.
[2] МИБ. Т. HI. M.; Л., 1949. С. 493.
[3] РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Кн. 115. Л. 235.
[4] МИБ. Т. V. М., 1960. С. 581.
[5] Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в XVII-XVIII вв. Вопросы формирования небашкирского населения. М., 1988. С. 52.
[6] Новиков В.А. Сборник материалов для истории уфимского дворянства. Уфа, 1870. С. 15-16.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Когда в 1658 г. правительство собиралось обложить их ясаком, часть мещеряков подала ходатайства о неналожении на них этого ясака, мотивируя это тем, что «они де служилые татары, служилых отцов дети, деды ж и отцы их служили по Алатырю, а иных по Арзамасу, по Кадому, по Темникову, по Романову, по Свияжс- ку, по Курмышу, а они де служат по Уфе по 15 лет, а ины и больше, всякие Великого государя службы и в посылках и в поезды ездят с дворяны и детьми боярскими и с иноземцы, с своею братьею, верстаными татары»1. Позднее, этот разряд населения пополнялся новыми переселенцами из внутренних районов Российского государства. В 1650 г. уфимским воеводой Федором Милославским было предписано «служить службы» служилым ногайцам Тенибердейке Митеневу и Маметке Канчину, всего шести человекам с пашенной земли2. В 1651 г. князья Карачурины (Кайбиш Узеев, Кузма Мирасев и др.) перешли на жительство в Уфимский уезд, где основали д. Кулбарисово (ныне д. Сабаево Мишкинского района Башкортостана)3. Они являются потомками казанского князя Чуры Нарыкова - героя татарского эпоса «Чура-батыр». В это же время на территории Осинской дороги были поселены мурзы Киреевы. Впервые они упоминаются в Башкирии в 1650 г., когда Ишей и Булай мурзы Досаевы дети Киреевы вместе со своими товарищами были «поверстаны» землей в районе д. Кемеево современного Мишкинского района. При этом мурзы были наделены землей по 50 четвертей, а служилые татары по 20. В конце - начале XVIII вв. семейство Булая Досаева сына Киреева переселилось в Алатырский уезд, откуда потомки Булая Киреева вернулись в 1778 г. в Оренбургскую губернии уже как ясачные татары (государственные крестьяне) и осели в д. Кучербаево нынешнего Благоварского района. Потомки Ишея Киреева находились в «мещеряцком» сословии и проживали в деревнях Каракучуково, Ихсаново, Рас- мекеево, Ахметово, Бирюказганово. Часть потомков Ишея Киреева была пожалована дворянством за выслугою офицерских чинов (Каракучуково, Расмекеево, Бирюказганово). Потомки третьего сына Досая Киреева Бигая (Бекбая) мурзы обосновались в Челябинском уезде. Большинство из них было утверждено в дворянстве в 1800 году4.

К 1658 г. известны следующие селения, в которых были размещены «служилые татаровя» в Уфимском уезде: деревни Уразаево, Кулбарисово, Налмасово, Байбако- во, Ишмаево (заселена в 1656 г.), Кулаево, Байбюрино, Сикияды, Четвертаково, Базы. Службу служить им было предписано с «пашни». Часть жителей в «росписи всяких чинов служилых и жилецких людей» в 1657 г. показана служилыми татарами, а в 1658 г. переведена в состав служилых мещеряков. Всего по этим деревням было верстано на службу 84 человека. Сами жители, при этом показывали, что прежде «по Темникову городу», «по Алатырскому городу» служили. Часть же «новоприезжих мещеряков» было велено сослать в Свияжский, Курмышский, Алаторский и Арзамасский уезды в «те городы, из которых приехали»5.

1 Любавский М.К. Очерки истории башкирского землевладения и землепользования в XVII, XVIII и XIX вв. // ОР РГБ. Ф. 364. Оп. 7. Д. 2а. Л. 24-25.
2 РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1.Д. 1119. Л. 40, 63.
3 Там же. Ф. 248. Оп. 3. Кн. 115. Л. 435-435; Ф. 350. Оп. 1. Д. 3790. Л. 3 об.; ЦГИА РБ. Ф. И- 386. Оп. 1.Д. 1. Л. 76 об.
4 РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Д. 115. Л. 450; Ф. 350. Оп. 2. Д. 1148. Л. 398 об-399; Ф. 1355. Оп. 1. Д. 449. Л. 20 об.; ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 1343. Л. 16; Ф. И-172. Оп. 1. Д. 83. Л. 265-266, 630.
5 РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1: Д. 488. Л. 13-45; Д. 1119. Л. 35-39.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Особую подгруппу в составе уфимских служилых татар составили переселенцы из Хлыновского уезда, так называемые каринские татары. Они получили обе- регательную память на земли около р. Камы и ее притока р. Иж еще в 1649 году. Здесь ими были основаны деревни Варзи, Салагуш, Рысово, Ишмаметево, Атабае- во, Байбеково, Кабаново и Мушуги, Кучуково, Ютазы Казанской дороги Уфимского уезда. Представители этой группы населения на новом месте (в Уфимском уезде) первоначально были положены в бобыльский ясак. Среди них оказались представители следующих фамилий: Хиляловы, Касимовы, Девлетьяровы, Хозя- сеитовы, Зянчурины, Сейтяковы. Все они оказались потомками каринских владетельных родов2. В 1684 г. они подали «челобитье», в котором просили «за службы прадедов и дедов... ясак с них сложить и положить» на бобылей, живущих «безя- сачно». В следующем 1685 г. каринских татар велено было «написать на Уфе в список служилыми татарами и служить... с старинной пашенной земли, а ясак с них снять и написать на безясашных бобылей»3. Но, видимо, этот указ был выполнен лишь наполовину. В последующем каринские татары в Уфимском уезде и «службы служили», и ясак выплачивали. Так, в 1695 г. «служилой» Кулуш мурза Еналеев из рода Сейтяковых объявил, что он платит в казну ясак «по четыре куницы да по ансырю меду да по десяти денег на год»4. Таким образом, положение каринских татар было близким к статусу ясачных татар. Видимо, именно в связи с этим обстоятельством впоследствии данная группа населения пополнила собой разряд тептя- рей. В частности, в деревнях Курмашево и Новое Алимово (ныне Актанышский район Республики Татарстан) известны «из татар тептяри», оказавшиеся потомками каринских служилых татар Девлетьяровых5. В этой связи необходимо также отметить судьбу тех же князей Девлетьяровых на территории Оренбургской губернии. В 1740-х гг. часть этого рода переселилась в Сеитовский посад Оренбурга, откуда их позднее перевели на жительство в д. Яшерганово (ныне Стерлибашевс- кий район Республики Башкортостан). К середине XIX в. в этой деревне 57 душ мужского пола князей Девлетьяровых находилось в башкирском сословии, пять душ - в мещеряцком, 44 души - в сословии государственных крестьян. Помимо этого, часть рода оказалась в тептярском сословии6.

2 Там же. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 861. Л. 5-7; Исхаков Д.М. Введение в историческую демографию волго-уральских татар. Казань, 1993. С. 17-18.
3 РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 861. Л. 4, 18.
4 Там же. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 1192. Л. 1-6.
5 ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 1343. Л. 186 об.
6 Там же. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 1343. Л. 51, 186 об., 218.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Позднее состав мещеряцкого сословия пополнялся за счет новых переселенцев. Они записывались в уфимские десятни. По словам уфимского служилого татарина Сюнчалея мурзы Бегеева сына Киреева «написан он... по Уфе в десятне и верстан окладом денежным и земляным (в 1700 г. 300 четей и денег 10 рублей)[1]. Те же из служилых татар, у которых близкие родственники не попали в десятни во время деятельности в Уфимском крае полковника графа И.Г. Головкина в 1720 г. по высылке беглецов из других уездов и губерний высылались на места прежнего жительства. Так, только за период с 7 по 25 сентября 1720 г. были высланы в Свияжский уезд 12 семей (34 муж., 27 муж.), Симбирский уезд 95 семей (241 и 215), Алатырский уезд 24 семьи (73 и 59), Касимовский уезд 2 семьи (2 и 2), Темниковс- кий уезд 1 семья (1 и 3), Саранский уезд 8 семей (11 и 18), Нижне-Ломовский уезд 8 семей (28 и 28. и Верхне-Ломовский уезд 5 семей (15 и 17.

В составе «мещерякского» сословия какое-то время находились и тарханы. Часть этого слоя, являясь феодальной верхушкой на территории «Ногайского юрта» Казанского ханства, была жалована поместьями с ясачным крестьянским населением за службу казанскому хану в непосредственной близости к Казани. Кроме того, они же владели и вотчинами на территории бывших «Бело- волжской» и «Башкирской» земель. Оставшись на территории Казанского уезда после его завоевания Московским государством эта категория населения, наряду с другими феодальными элементами, была причислена к военно-служилому сословию Московского царства и стала именоваться служилыми татарами. Так, в грамоте за 1702 г. в тарханы были написаны служилые татары д. Базы Кутлу- метко Кулушев, Уразака Ишметев, Алийка Ишметев и д. Янгаз-Нарат Абдрах- ман Каминкин. Упоминаемый в этом списке Кутлуметко (Кутлумбетко) Кулушев, видимо, имеет прямое отношение к подавшему в 1685 г. челобитную о тарханстве жителю д. Танламас Казанской дороги Кутлуметко Кутлугушеву. Эта деревня издавна входила в состав Кыр-Иланской волости, в этой же волости отмечена и Танламасовская тюба. При подаче своего челобитья он также предъявил ярлык на тарханство, выданный казанским ханом Ибрагимом (правил в 1467-1479 годах). По его утверждению «в прошлых годех давних служили деды и отец мой в служилых тарханех». Тарханы в Кыр-Иланской волости были известны еще со времен «Еналеевского бунта» в 1615 году. За участие в поимке Еналея Емаметева эти тарханы получили поместья. Позднее эти служилые татары - тарханы оказались в составе башкирского сословия. В начале XVIII в. в Кыр-Иланской волости известны башкиры Кутлумбетевы (Кутлуметевы).

[1] РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Кн. 115. Л. 280.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
С тарханами и служилыми татарами связан также ряд населенных пунктов юго- востока Республики Татарстан, в частности, Тайсуганово, Кульшарипово и Ки- чучатово (ныне Альметьевский район). По преданиям, д. Тайсуганово основано Абдрахманом (Абдрахман Туймухаметов — Габдрахман бине Туймухэммэт аль- Бикчураи) (1691-1764), пришедшим со своими родственниками с р.Кинель со стороны Бугуруслана из д. Галино. Известно, что эта деревня состояла в Сул- тангуловской волости Бугурусланского уезда. В ней проживали башкиры Кып- чакской волости, ведшие свой род от тарханов Манашевых. Какое-то время Аб- драхман Туймухаметов проживал и в д. Муртыш-Тамак Байлярской волости. При этом байлярское племя во время ногайского господства на Южном Урале (по крайней мере до XVI в.) входило в состав кыпчакского племенного объединения. Сам род Манашевых связан со служилыми татарами д. Кугарчин нынешнего Рыбно-Слободского района Татарстана. Впервые род Манашевых упоминается в 1618 г., когда «тарханную грамоту» на «бобровые ловли, что за Камою-рекою по Кинель-речке» получил служилый тархан д. Кугарчин Ногайской дороги Казанского уезда Килей Монашев. В том же 1618 г. «служилые то- таровя» Ишей Хозяшев и Килей Монашев получили поместную землю по Зю- рейской даруге «что бывало исстари городище Чаллинское»[1]. Вотчина же по р. Кинель еще в 1613 г. была дана брату Килея Булату Монашеву, в то же время поместная земля Монашевых оставалась в Казанском уезде. Известно, что к 1690- м гг. у служившего «по Казани» сына Сулеймана Монашева Юсупа поместье находилось в д. Челны Зюрейской даруги, а вотчина его располагалась «за Камою-рекою по Кинеле-реке по обе стороны до вершины да по Кинельчике реке по обе ж стороны до вершины да по двум рекам Саврушам да по третьей речке Аманаке (Аманат — И.Г.), что промеж ими течет да по Зичайке (Зычи — И.Г.) речке»[2]. В 1799 г. (1690-1691 г. — И.Г.) на эти же земли по реке Кинель была дана грамота служилому татарину Ишейке Тохтарову, чей дед являлся двоюродным братом Килея Монашева»[3]. Начиная с XVII в. на данной территории локализуется Кыпчакская волость Казанской даруги Уфимского уезда, включая и «Ицкие волости» (реки Зыча, Аманат, Савруш). Потомки Монашевых, носившие позднее фамилии Манашевых и Сулеймановых, при этом уже именуются башкирами-вотчинниками. Здесь же в непосредственной близости к Кып- чакской волости располагалась и Тамьянская волость с д. Мукменево, которая связана с д. Кульшарипово современного Альметьевского района Республики Татарстан. По VII ревизии 1834 г. в д. Мукменево проживало 193 души мужского и 192 души женского пола башкир-вотчинников и 13 (7+6) башкир-припу- щенников[4]. Начало этой деревне положила продажа в 1744 г. части своей земли по р. Кинель служилыми тарханами Кульмаметевым и Шариповым «по крепостной уступочной записи» служилым татарам Надыровской волости, в том числе Кульшарипу Дюсметеву»[5]. При этом, по родословной тамьянских башкир Кул- шариф сын Дусмухамеда оказался потомком башкира Тамьянской волости князя Шагали Шакмана[6].

[1] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 153. Л. 391.
[2] ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 6402. Л. 22-28.
[3] ам же. Ф. И-10. Оп. 1. Д. 1298. Л. 45-47.
[4] Южноуральский археографический сборник.. Уфа, 1976. Вып. 2. С. 196-342.
[5] ЦГИА РБ. Ф. И-10. Оп. 1. Д. 1328. Л. 263, 269 об.
[6] Башкирские родословные. Уфа, 2002. Вып. 1. С. 130.[/LEFT]
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
По преданиям же жителей д. Кульшарипово, селение основал Кулшариф, внук Юлдаша, переселившийся из д. Шырдан нынешнего Зеле¬нодольского района Республики Татарстан. Из того же селения Шырдан переселился и Юлдаш, основатель д. Кичучатово и пращур Ризы Фахретдинова. Иначе говоря, эти башкирские тарханы как по своему положению, так и по со¬словной принадлежности мало, чем отличались от служилых татар (1). Другой из¬вестной группой тарханов являлись потомки лиц, жалованных тарханством в 1523 году казанским ханом Сахиб-Гиреем. Этот тарханский ярлык был выдан Шихахмеду Мухамеммедову, Абдалу и Балашу Шихахмедовым и их товарищам, всего 7 человек. Этот ярлык впервые упоминается в ходе спорного дела о вотчи¬не между ясачными татарами Акешкой Доскеевым, Мурзакайко Юкачевым «с товарищи» и башкирами Иректинской волости. Сама грамота была во владе¬нии ясачных татар, утверждавших что «жалованную грамоту» на ту вотчину была дана «деду ево Доскейки Белякова». Возможно, Беляк этого документа и Балаш названного ярлыка одно и то же лицо. В ходе рассмотрения этого дела баш¬киры окрестных волостей заявили, что «та де вотчина татарская Акешкова с то- варыщи, а не башкирская и владели истари деды и отцы их Акешковы и товарыщей ево». Башкиры же Иректинской волости (племя иректе являлось частью табынского племени), оказавшиеся потомками Абдала Шихахмедова ут¬верждали, что владения ясачных татар Акешки и его товарыщей располагались «по Зюрейской дороге деревни Малые Суни... да деревня Балтачева Атойма тож... да деревни Ныс». Сами же ясачные татары заявили, что «в Казанском уезде деды их живали... как города Уфы не было», а «та де вотчина (по р. Ик - И.Г.) ... напи¬сана в Казани в прежних ясачных книгах после Казанского взятья в первых ле- тех». Не исключено, что мы имеем дело с таким же случаем как у башкир Кып- чакской волости. Видимо, владения по Зюрейской дороге были даны этой группе как поместье, а вотчины располагались по р. Ик. Возможно, эта группа также имеет отношение к служилым татарам Казанского уезда. Пребывание же табын- цев зафиксировано в Мамадышском уезде. Позднее, Акешка Доскеев с товари¬щами оказался в числе «башкир тарханского роду» (2). Такая же ситуация сложилась и с потомками тарханов Хусаина и Хасана, проживавших в 1678 г. в д. Адаево Зюрейской дороги Казанского уезда. К этому времени этот род попал в число ясачных татар. Именно потомки этого тарханского рода положили начало осно-ванной ими Надыровской волости.

(1) РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 196. Л. 2, 3, 5; Вельяминов-Зернов В.В. Источники для изучения тарханства, жалованного башкирам русскими государями. СПб., 1864. С. 44; Любавский М.К. Очерки по истории башкирского землевладения и землепользования в XVII, XVIII и XIX вв. // ОР РГБ. Ф. 364. Оп. 7. Д. 8. Л. 2.
(2) РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 766. Л. 2 об; Д. 769. Л. 7-9; Исхаков Д.М. От средневековых татар. С. 147.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
По сведениям межевых контор, Надыровская волость получила свое наименование «от татарина Надыра Уразметева, который, отыскав еще до 1719 г. пустопорозжую землю между уездами Казанским и Уфимским, по рекам Заю, Шешме и Черемшану» поселился там вместе с другими «инородцами» (1). Но все же этот род помнил свои «служилые» корни. Принадлежность Надыра Уразметова и его родственников к татарской феодальной верхушке подтверждается и прошением Юсупа Надырова 1777 г. о снятии с него и его родственников подушного оклада, в связи с «тарханством» его предков (в 1781 г. его просьба была удовлетворена) (2). В рукописи «История Чыршы» Высокогорского района отмечается, что предки жителей селения переселились из д. Адаево. Среди переселенцев отмечен Морза баба, а жители делились на ясачных татар и казаков, то есть служилых татар. М.И. Ахметзянов в примечаниях к тексту рукописи отмечает, что проживающие в д. Чыршы представители старинного рода Адаевых являются потомками хана Кара бика, родоначальника многих известных татарских княжеских фамилий — Давлетьяровых, Касимовых, Арслановых и других (3). Подтверждением данной формулы может служить и упоминание в некоторых документах того периода этой волости как «Надыревой служилых татар». В указе, данном Надыру Уразметеву в 1735 г., во время начала восстания 1735-1740 гг. предписывалось «выбрать служилых мещеряков и татар лутчих людей вооруженных сколко человек возможно... и явитца в команды господина статского советника Кирилова» (4). Необходимо отметить также то, что потомки тархан Хусаина и Хасана оказались в составе различных сословий. Известны башкиры Надыровы, часть рода Надыровых попала в состав ямских татар (позднее государственные крестьяне). Большинство же представителей этого рода оказались в составе тептярей.

Часть служилого населения Уфимского уезда, именовавшаяся ранее служилы¬ми татарами, также оказалась в составе башкирского сословия. Это подтверждается, в частности, прошением башкира Иланской волости Уразайки Нагаева, датированное 1668 годом. В своей челобитной Уразайка Нагаев указывает на то, что дед его служил с окладом в 8 рублей, при этом «дед и отец ево... служилые были татарова и не ясашные» (5). В 1727 г. башкир Булярской волости Умер Тохтаров жаловался на то, что башкиры той же волости Алметь Аднагулов и Масягут Татимов «пришлые татары, а не прямые природные... башкирцы». Через несколько лет, во время начала действий Башкирской комиссии Масягут Татимов был приведен к властям другими башкирами с обвинениями в том, что он «пришлой мещеряк» (6). Позднее, Масягут Татимов (Тятимов) известен как башкирский старшина Гарейской волости. В этой связи необходимо отметить замечание Д.Н. Соколова, подметившего сходство тамг свияжских татар (в этом уезде многие селения являлись «мещеряцкими») с тамгами башкир Мензелинского уезда (7). Таким образом, феодальная верхушка племен Уфимского уезда, входившая в состав служилых татар Казанского уезда, или в силу ряда причин оказавшаяся в рядах ясачных татар, но никак не «ясачных чуваш», стала одной из составляющих формирования башкирского сословия.

1 ГАОО. Ф. 6. Оп. П. Д. 342.
2 МИБ. Т. IV, ч. 2. М, 1956. С. 594.
3 История Чыршы. Публ. М.И. Ахметзянова// Очерки истории Высокогорского района Рес¬публики Татарстан. Казань, 1999. С. 117-119.
4 РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Кн. 169. Л. 121 об-122.
5 Там же. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 676. Л. 1.
6 РГВИА Ф. 9. Оп. 1. Д. 150. Л. 41; ЦГИА РБ. Ф. И-172. Оп. 1. Д. 120. Л. 75; МИБ. Ч. 1. С. 134-135.
7 Соколов Д.Н. О башкирских тамгах. Оренбург, 1904. С.87.
 
Верх