Во второй половине XIX века суконную фабрику покупает купец Г.А. Кузнецов, после чего она начинает быстро развиваться. В начале XX в. усть-уренская суконная фабрика принадлежала купцу М.М. Кузнецову, который в 1900 г. перестроил её и совместно с родственниками Я.А. и Г.А. Кузнецовыми основал торговый дом «М.М. Кузнецов». Распорядителем дел в нем стал Григорий Андреевич Кузнецов.
Корпус суконной фабрики
В 1905 г. в селе прошли забастовки на суконной фабрике, винокуренном заводе и мельнице. Особенно «бунтовали» на фабрике Кузнецова – хозяин перед этим снизил расценки, установил 12-ти часовой рабочий день, усилил штрафы и стал задерживать зарплату рабочим. В 1909 г. рабочие фабрики снова объявили забастовку, а в жалобе, посланной губернатору, писали, что зарплата выплачивается три раза в год, а не ежемесячно, да и той на еду не хватает; что рабочий день длится по 17 часов и более. «Натужно, много работают женщины и комнату подмести некогда, и ходят измученные, изнурённые, и много попадают в машины». Рабочие жаловались на высокие штрафы, отсутствие праздничных и выходных дней, плохое питание в столовых. «Щи варят с гнилым мясом, которое собаки не едят. Хлеб не сеют, со всей соломой и прутьями пекут. Кашу варят с маслом постным, а оно пополам с керосином было весь Великий пост». Жалоба рабочих получила огласку на всю губернию, и на фабрику приезжала специальная комиссия.
В 1910 г. крестьянам села принадлежало 1738 десятин земли – каменистого суглинистого чернозёма. 130 хозяйств относились к безлошадным. Из сельскохозяйственной техники в селе было всего лишь 3 молотилки и 3 веялки.
В 1912 г. на фабрике насчитывалось 279 работающих.
В марте 1912 г. в ответ на протесты рабочих владелец фабрики М.М Кузнецов жестоко избил ткача Маслова и с помощью полиции выселил рабочих из фабричного жилья.
С началом Первой мировой войны ввиду мобилизации мужского населения на фронт на предприятиях Усть-Уреня широко применялся женский и детский труд, ужесточился режим работы. В 1916 г., во время очередной мобилизации, собравшиеся со всей волости на мобилизационном пункте мужики взбунтовались, собрались у волостного правления и потребовали прекращения войны с Германией и хлеба.
После октября 1917 г. практически все предприятия Усть-Уреня были закрыты. Спасаясь от революционной стихии, Григорий Андреевич Кузнецов оказался в Иркутске. Здесь он обнаружил на местных таможенных складах большое количество хлопковой и шерстяной пряжи и решил устроить ткацкую фабрику, а впоследствии превратить её в суконную. Он разыскал необходимые для дела ручные ткацкие станки, а деньги, пять тысяч иен, предоставило Волжское товарищество пайщиков, в котором состояли бывшие симбирские предприниматели, а теперь эмигранты: братья Карповы, Першины, Ценины, Мельников и другие. Председателем временного правления Волжского товарищества пайщиков был избран Григорий Андреевич Кузнецов.
Один из пайщиков, Владимир Петрович Аничков, написал впоследствии в своих мемуарах: «Я знал, что Григорий Кузнецов – человек без особых нравственных устоев, но, отделяя этику от дела, был уверен, что в его опытных руках дела Волжского товарищества наладятся... С большими хлопотами за сходную плату нашли в арендное пользование казённый каменный сарай на Егершельде. Станки установили. Нашлись ткачи – корейцы и китайцы. Фабрика была пущена в ход. На ней вырабатывалась плотная бумажная черная материя в белую полоску. Спрос на материю был приличный, и все говорило за успех... Не прошло и двух-трёх месяцев, как рынок насытился нашим товаром, и дело остановилось. Кузнецов ...потихоньку продал станки, захватил товар, пряжу и пропал без вести, увезя и всю наличность нашей кассы… Григорий Кузнецов разыскался в Харбине. Несмотря на то, что ему посчастливилось найти наивного человека, купившего у него за десять тысяч иен половинное владение симбирской фабрикой, он не вернул присвоенные деньги, принадлежавшие нашему фабричному делу. Вскоре Кузнецов скончался от рака желудка».
В январе-феврале 1918 г. создаются местные волостной и сельский Советы, взявшие на себя всю полноту власти в волости и на селе. В 1919 г. в селе создана комсомольская организация из 15 членов.
В 1929-1930 гг. в Усть-Урене на базе суконной фабрики Кузнецова организовано артельное производство приводных ремней и пожарных рукавов (отделение Лавинского конезавода). Тогда же в селе появился частный кирпичный завод, где работало 4 человека, организованы два колхоза – им. Ворошилова и «Красный партизан», которые в 1934 г. объединились в один колхоз «Новый путь». Через год, в 1935 г., в селе организуется ещё один колхоз – «Новый мир».
В Великую Отечественную войну около 160 устьуренцев погибли на полях сражений; они поимённо занесены в областную «Книгу Памяти».
В послевоенные годы артель преобразовалась в фабрику пластмассовых изделий, в цехах которой трудились около 300 рабочих, а винокуренный завод – в маслосырзавод.
В 1960 г. колхоз «Новый путь» вошел в состав вновь образованного совхоза «Языковский» и стал его отделением.
В 1963 г. совхоз «Языковский» был разделен, и Усть-Уренское отделение вместе с Белозерским вошло в состав совхоза «Уренский», который в 1965 г. тоже был разделен, и появилось новое хозяйство – совхоз «Усть-Уренский». При этом совхозе село получило новый импульс развития, была построена новая улица с каменными одно- и двухквартирными домами, здания детсада, СДК, котельная, водопровод. На улицах села появился асфальт. На фермах содержалось 1600 голов КРС, в т.ч. 400 коров.
Сейчас в селе имеется детский сад, средняя общеобразовательная школа, устроенная в бывшем доме Кузнецовых, сельский дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, почтовое отделение связи, придорожное кафе.