Семья Урановы (Карсун)

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Уранов Алексей Сергеевич родился в 1924 году в городе Пенза. Его отец Сергей Константинович, инженер лесного хозяйства, в 1930 году из Пензенской области был переведен в Карсунский лесхоз. Алексей окончил Карсунскую среднюю школу в 1941 году и в том же году ушел на фронт добровольцем вслед за отцом, для которого эта война была уже третьей по счету. После окончания военного училища восемь лет прослужил в частях Военно-воздушных сил ВМФ.
В 1943-44 годах в составе 2-го Авиационного полка ВМФ Алексей Сергеевич участвовал в перегонке на фронтовые аэродромы действующих Флотов американской авиационной техники.
А.С._Уранов_в_Шахматове._2003_г.jpeg
А.С._Уранов_в_Шахматове._2003_г.

После демобилизации окончил Московский архитектурный институт. Свыше 30 лет работал в проектном институте Министерства авиационной промышленности. В 1981 году стал лауреатом Государственной премии Совета министров СССР за проектирование и строительство Чебоксарского приборостроительного завода.
С сентября 1986 года работал в Центральном совете Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» в должности главного архитектора.

Алексей Сергеевич написал подробные воспоминания о перегонке самолетов по секретной трассе «Аляска – Сибирь – Заполярье».
«В Великой Отечественной войне 1941-1945 годов участвовало около 137 тысяч самолетов, выпущенных отечественными авиационными заводами, свыше 8 тысяч боевых машин, было поставлено нам союзниками по ленд-лизу в 1942-1945 годах... Потери за эти годы на сибирском участке перегоночной трассы «Алсиба» составили 81 самолет. В 44 катастрофах погибло 115 летчиков... До сих пор в глухой тайге обнаруживают обломки разбившихся самолетов и останки погибших. Многие летчики до сих пор считаются без вести пропавшими.
***
Американские «Бостоны» были прекрасно отделаны, с разного рода удобствами в виде ковриков, шторок, пепельниц, светофильтров. Для техсостава – несколько комплектов отличного инструмента, включая Г-образные мощные фонарики, бортаптечки с дефицитными по тем временам лекарствами, бортпайки, маскировочные чехлы, запасные радиопередатчики и радиоприемники. Как правило, американские рабочие клали в кабины в качестве презентов нам – союзникам – дешевые часы-штамповки, пачки сигарет «Кэмел», журналы «Лайф». На одном «Бостоне» на носу крупными буквами, вырезанными из миткаля, было наклеено: «Не возмешь», а на фюзеляже, ближе к хвосту «Хрен дагонишь». Мы решили тогда, что эту «героическую» надпись сделали американские работяги русского происхождения. Хорошо ее приняли и фронтовики-североморцы, когда мы сдавали им эту машину в Ваенге.
***
Многие наши летчики воевали на «Кобрах» и неплохо отзывались об их летных и боевых качествах, истребитель пришелся им, как говорится, по душе. Знаю, что сам прославленный советский ас Второй мировой войны Александр Иванович Покрышкин, сбивший 59 самолетов противника, долгое время летал и одержал 48 своих побед на истребителе «Аэрокобра». В Новосибирске, на родине маршала авиации, трижды Героя Советского Союза, у музея поставлен восстановленный истребитель Р-39 «Аэрокобра».
***
В период освоения перегоночной трассы «Алсиба», начиная с осени 1941 года, развернулось строительство базовых аэродромов в Киренске, Сеймгане и Уэлькале, а также промежуточных и запасных – Алдан, Олекминск, Оймякон в Якутии, Берелех на Колыме, Марково на Чукотке. Строили аэродромы организации ГВФ, наркомата обороны и Дальстроя НКВД. Помогали местные власти и местные жители. Для скорейшего выполнения приказа ГКО работы велись в авральном режиме, т.е. круглосуточно. Основную рабочую силу составляли заключенные. Аэродромы, сооруженные Дальстроем, буквально стоят на их костях – ГУЛАГ тем самым внёс неоценимый вклад в нашу общую победу, заплатив за нее самую высокую цену! За довольно короткий срок, всего за год с небольшим, было реконструировано, заново построено и сдано в эксплуатацию, в общей сложности 17 аэродромов.


...Трасса «Алсиба» – это трасса огромных нечеловеческих трудностей, большого мужества и отваги. В столь же тяжелых условиях Аляски трудились и американцы. Кстати, в городе Номе на Аляске в конце 1943 года предполагалась встреча в верхах глав Союзных держав, перенесенная в Тегеран. Самолеты перегонялись с Аляски через Берингов пролив, далее, с чукотских, магаданских и якутских аэродромов до Красноярска, перегонку осуществляли полки армейской авиации 1-й перегоночной авиадивизии.

Мы же, морская авиация, получали самолеты от этих авиаторов для дальнейшей перегонки именно в этом старинном сибирском городе, основанном еще в начале XVII века на берегах Енисея. В Красноярске находился главный перегоночный центр всей трассы... На маршруте нас, перегонщиков, поджидали часто очень сложные погодные условия: зимой – морозы, низкая облачность, угроза обледенения, снегопады; летом – туманы, дым лесных пожаров, дожди. В трескучие сибирские морозы особенно доставалось летчикам-истребителям, перегонявшим «Кобры». В тесной холодной кабине при многочасовом полете было очень трудно согреться, несмотря на теплую летную экипировку».
Этот_«Бостон_А20-К»_Алексей_Уранов_перегонял_в_1944_г..jpeg
Этот_«Бостон_А20-К»_Алексей_Уранов_перегонял_в_1944_г.

Источник: "Немасштабная война" Литературно-краеведческий журнал "Мономах" № 1 (48)-2007
 
Верх