От редактора
Выпуская в свет "Строельную книгу города Синбирска", мы считаем необходимым сказать несколько слов о значении вообще "строельных" книг.
Межевание земель в России существовало уже в глубокой древности: о межах и межевых признаках упоминается еще в Русской Правде Ярослава I. К сожалению, книги древняго писма до нашего времени не сохранились; первое место, в этом отношении, занимает писцовая книга на город Твер, относящаяся к 1548 году. Царь Михаил Феодорович, принимая меры к водворению общаго порядка в России, разстроеннаго смутным временем междуцарствия, повелел произвести вновь описание городов и земель всего государства, по наличному числу помещиков, что и было исполнено в 1627 и 1628 годах. Однако вскоре же в этом описании земель обнаружились ошибки и пропуски, главным образом, от неумелаго ведения дела, объясняющагося, в свою очеред, отсутствием теоретических сведений и знания геометрических правил у лиц, производивших межевание,*) так что для урегулирования размежевания земель в России, издан был, в царствование Государей Иоанна и Петра Алексеевичей, в Апреле 1684 года, "Писцовый Наказ" и тогда же "велено было в Московский уезд: и в городы послать валовых писцов."**) Этим наказом руководствовались до 1719 года, когда составлен был новый "Полнейший Писцовый Наказ, сочиненный по правилам геометрии." Наконец "Межевая Инструкция", изданная по повелению Императрицы Екатерины II в 1765 году, послужила основанием для ныне действующих межевых законов.
*) В писцовых книгах встречается интересное описание способа, которым разрешались возникавшие при межевании споры между соседними владельцами о границах владений: если такой спор нельзя было разрешить ни документами, ни повальным обыском, то прибегали к так называвшемуся "образному хождению", которое состояло в том, что один из спорящихся владельцев, по жребию или по добровольному соглашению, должен был, поставя образ на голову, пронести его, такими образом, по спорной меже и тогда эта, пройденная им межа, окончательно принималась за границу владений. (См. П. Иванов "Систематическое обозрение поместных прав в России". изд. 1836 г. стр. 195).
**) См. Полн. Собр. Зак., т. II, ст. 1074.
Таким образом, из приведеннаго беглаго обзора истории межеваго законодательства видно, что главный материал для топографии древних городов России представляют собственно писцовыя книги. Заключающияся в них описания крепостей, перечни церквей и всех городских зданий, а также описания подгородных земель, на столько подробны и обстоятельны, что на основании их можно сделать почти полное возстановление древней топографии известнаго города. Писцовыя книги имели своею целью доставлять правительству собранныя и проверенныя на месте, посланными для того лицами, называвшимися "писцами",*) сведения о всех землях и угодьях даннаго города и его уезда, обе их населении и о лежавших на них повиностях. Таким образом в эти книги входило: 1) все что составляло город: его казенныя и частныя строения, церкви и монастыри, площади, ряды, лавки, промышленныя заведения, городское население, городския земли, воды и проч. и 2) все, что составляло уезд: слободы, села, деревни, починки и в каждом из них дворы и жители, церкви и монастыри, находившиеся в уезде, земли с подразделением их на пахотныя, луговыя, залежи и пустопорожния, леса и другия угодья. Приведенное содержание писцовых книгпредставляет, в данном случае, то значение, что интересующия нас в настоящее время строельныя книги нисколько не отличаются, по содержанию, от писцовых книги составляют только особый вид их, потому что строельныя книги имеют своим предметом, точно также как и писцовыя, описание городов, острогов и других укреплений, казенных и частных дворов, земель и их нacеления, с тем лишь внешнимь различием, что все это описание составлялось вслед за строением или заложением вновь города, острога, засеки, в диких полях или на украинах (границах) государства, почему в них подробно описывались как возведенныя строения и укрепления, так и раздача земель поселенным вновь служилым людям.
*) писцы получали содержание от тех лиц, земли которых они обмежевывали. Писцу и подъячему, всегда, бывавшему при нем, пологалось по 2 деньги с каждый четверти обмежеванной ими земли; на материалы писец получал по 10 копеек со ста четвертей; подвод давали: писцу―8 лошадей, подъячему старому―2 лошади, а молодому ―одну. (Писцовый наказ 1684 г. ст. 76).
Всякое новое присоединение земель и городов к Московскому государству сопровождалось посылкою туда писцов для подробнаго их описания. С целью охранения границ от неприятелей, правительство ставило новые города и остроги, приводило на большом протяжении земляные валы, делало рвы, а в лесах засеки и заселяло эти "черты" или пограничныя линии, русскими служилыми людьми, которым тут же давало земли. Такое строение (как оно тогда технически называлос) русских служилых людей на украйнах, заносилось в то же время в особыя книги, которыя потому и назывались "строельными". Эти книги разделяются на два вида: одни описывают постройку новых городов, другия содержать в себе сведения о различных починках в построенных уже городах. В последних имеются указания для топографии, только одного городскаго "кремля" или "рубленнаго города", центральной его части. Большое значение имеют первыя книги, содержащия топографическия данныя для всего города: и кремля, и посада, и даже городских окрестностей. Строельныя книги новых городов обыкновенно начинаются предисловиями, где сообщаются сведения о строителях города и о времени его построения. Наблюдение за строением города поручалось или вновь назначаемым туда воеводам, или особым лицам, посылаемым из Разряда; а непосредственными руководителями работ были так называемые "горододельцы". Впрочем они в некоторых строельных книгах не упоминаются. Описание новопостроеннаго города всегда начинается с указания его местоположения; затем идет более или менее подробное описание крепостных сооружений и перечень казенных зданий, церквей, "осадных дворов" и проч, при чем указывается пространство земли, отведенной под каждое строение. При помощи последних указаний возможно точно определить размеры площади, занятой "кремлем". Далее следует описание слобод, каждой отдельно, также начинающееся с определения местоположения их; после описания слободской церкви, если таковая была, и дворов духовенства, указывается число дворов в слободе и пространство отведенной для каждаго двора земли; описание окончивается указанием местоположения слободских земель, (пашни, сенных покосов и др. угодий) иногда с определением количества их на каждый двор. После описания слобод следует описание пограничных укреплений, так как новые города обыкновенно строились на старой или на новой линии пограничной "черты". (См. "Описание документов и бумаг, хранящихся в Москов. Архиве Мин. Юст.," кн. и "Описание книгп исцовых и других", стр. IV - VI и кн IV, стр. 235 и след.).
Обращаясь к Строельной книге города Симбирска, или вернее сказать, к сохранившимся остаткам этой книги, нельзя не обратить внимания, прежде всего на "промеморию", при которой эта строельная книга (собственно копия с нея) препровождена была в 1747 году из Казанской Губернской Канцелярии в Канцелярию Генеральной ревизии Казанской и Оренбургской губерний. Промемория указывает, что существовали две строельныя книги г. Симбирска, но одна из них безследно пропала, а другая хотя и сохранилась до настоящаго времени в копии, но без начала и без конца. Сопоставляя содержание сохранившейся копии с приведенными выше общими сведениями о содержании строельных книг, следует придти к заключению, что пропавшая книга была наиболее интересная, так как она, по всей вероятности, заключала в себе драгоценныя для истории города Симбирска сведения о времени его построения и о строителе его, боярине Богдане Матвеевиче Хитрово. Исчезновение первой строельной книги г. Симбирска тем более прискорбно, что за неимением ея, в настоящее время представляется крайне затруднительным собрать вообще какия либо документальныя сведения, относящияся до строения г. Симбирска, а точно установит время, когда началась его постройка ― совершенно невозможно.