simgen
Moderator
- Регистрация
- 08.07.2018
- Сообщения
- 8 715
- Оценка реакций
- 333
- Баллы
- 83
Из книги: От служилых татар к татарскому дворянству (И.Р. Габдуллин) 2006.
- Служба
- Поместные и денежные оклады
- Хозяйственная деятельность: промыслы, торговля
- Крепостное население
Формирование сословия служилых татар
Господствующее сословие Российского государства издавна было неоднородным по национальному происхождению. С присоединением тех или иных областей к Российской империи в состав дворянского сословия вливалась и аристократия этих регионов. Большую часть «инородческих» родов российского дворянства составили выходцы из татарской среды. Еще со времен Волжской Булгарии на службу к русским князьям стали переходить («отъезжать») некоторые представители феодальной верхушки этого государства. В вассальной зависимости от киевских князей находились торки и берендеи, известные в источниках как «черные клобуки». Главной обязанностью этого населения являлась пограничная служба. В междоусобных распрях русских князей активно участвовали и половцы (кыпчаки).
Приток на службу к русским князьям новых волн тюркских феодалов связан с возникновением на территории Дешт-и-Кыпчака новой империи Чингисидов - Золотой Орды. Именно с этого времени начинает распространяться среди народов Европы новый этноним - татары. Арабский историк Ал-Омари в XIV в. описывая Золотую Орду в своей книге «Пути взоров по государствам разных стран» писал: «В древности это государство было страною Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом Татары смешались и породнились с Кипчаками, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами Татар и все они стали точно Кипчаки, как будто они одного с ними рода»[1]. Здесь следует иметь в виду, что сам Ал-Омари писал свое произведение со слов, находившихся при дворе сельджукских правителей мамлюков, выходцев из Дешт-и-Кыпчака. Нельзя не отметить также тот факт, что покоренные земледельческие народы, в частности на территории бывшей Волжской Булгарии, уже несколько веков исповедывавшие мусуль- майскую религию, были резко критически настроены по отношению к правящей верхушке Казанского ханства как к «татарам» — кочевникам, не во всем следовавшим канонам ислама. Поэтому под этнонимом «татары» для XIV-XVII вв. следует понимать скорее социоэтноним. «Татары» - это, прежде всего, военная знать Золотой Орды и позднезолотоордынских государств, которая «пользовалась спросом» не только у себя на родине, но и в качестве наемной военной силы в сопредельных государствах, в частности в русских княжествах и в Великом княжестве Литовском (позднейшие польско-литовские татары). В этом плане показательно послание ногайского бия Исмагиля Ивану IV (за 1555 г.), где сказано: «Астрахани без царя и без Татар быти нельзя, и ты похочешь Татар, ино Татар мы добудем. Татарове от нас буди»[2]. Не случайным является и то, что вплоть до начала XVIII в. поволжские татары делились на феодальную верхушку - «служилых татар» и тягловое население - «ясачных чуваш».
[1] Цит. по: Из глубины столетий. Казань, 2000. С. 185.
[2] Цит. по: Исхаков Д.М. Юго-Восток Татарстана: проблема изучения этнической истории региона XIV-XVII вв. // Элмэт - Альметьевск. 2003. С. 68.
Глава 1. Становление института служилых татар в XIV-XVII вв.
- Формирование сословия служилых татар
- Служба
- Поместные и денежные оклады
- Хозяйственная деятельность: промыслы, торговля
- Крепостное население
Формирование сословия служилых татар
Господствующее сословие Российского государства издавна было неоднородным по национальному происхождению. С присоединением тех или иных областей к Российской империи в состав дворянского сословия вливалась и аристократия этих регионов. Большую часть «инородческих» родов российского дворянства составили выходцы из татарской среды. Еще со времен Волжской Булгарии на службу к русским князьям стали переходить («отъезжать») некоторые представители феодальной верхушки этого государства. В вассальной зависимости от киевских князей находились торки и берендеи, известные в источниках как «черные клобуки». Главной обязанностью этого населения являлась пограничная служба. В междоусобных распрях русских князей активно участвовали и половцы (кыпчаки).
Приток на службу к русским князьям новых волн тюркских феодалов связан с возникновением на территории Дешт-и-Кыпчака новой империи Чингисидов - Золотой Орды. Именно с этого времени начинает распространяться среди народов Европы новый этноним - татары. Арабский историк Ал-Омари в XIV в. описывая Золотую Орду в своей книге «Пути взоров по государствам разных стран» писал: «В древности это государство было страною Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом Татары смешались и породнились с Кипчаками, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами Татар и все они стали точно Кипчаки, как будто они одного с ними рода»[1]. Здесь следует иметь в виду, что сам Ал-Омари писал свое произведение со слов, находившихся при дворе сельджукских правителей мамлюков, выходцев из Дешт-и-Кыпчака. Нельзя не отметить также тот факт, что покоренные земледельческие народы, в частности на территории бывшей Волжской Булгарии, уже несколько веков исповедывавшие мусуль- майскую религию, были резко критически настроены по отношению к правящей верхушке Казанского ханства как к «татарам» — кочевникам, не во всем следовавшим канонам ислама. Поэтому под этнонимом «татары» для XIV-XVII вв. следует понимать скорее социоэтноним. «Татары» - это, прежде всего, военная знать Золотой Орды и позднезолотоордынских государств, которая «пользовалась спросом» не только у себя на родине, но и в качестве наемной военной силы в сопредельных государствах, в частности в русских княжествах и в Великом княжестве Литовском (позднейшие польско-литовские татары). В этом плане показательно послание ногайского бия Исмагиля Ивану IV (за 1555 г.), где сказано: «Астрахани без царя и без Татар быти нельзя, и ты похочешь Татар, ино Татар мы добудем. Татарове от нас буди»[2]. Не случайным является и то, что вплоть до начала XVIII в. поволжские татары делились на феодальную верхушку - «служилых татар» и тягловое население - «ясачных чуваш».
[1] Цит. по: Из глубины столетий. Казань, 2000. С. 185.
[2] Цит. по: Исхаков Д.М. Юго-Восток Татарстана: проблема изучения этнической истории региона XIV-XVII вв. // Элмэт - Альметьевск. 2003. С. 68.
Последнее редактирование: