История Переведенцы с Симбирской - Карсунской черты на Азов, Дон и др.

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 677
Оценка реакций
322
Баллы
83
ПЕРЕВЕДЕНЦЫ – казаки, которых отправили из Синбирска, Саранска и Пензы в Азов в 1697 г. для охраны этого города вскоре после за
воевания его у турок. Транзитный пункт перевода – Паншин городок – казачий островной городок на левом берегу Дона, севернее станицы Голубинской на территории нынешней Волгоградской области; ныне Паншин городок не существует. Там располагалась главная база снабжения русской армии во время Первого Азовского похода.​

Рисунок 1. Реконструкция пути симбирских переведенцев на основе переписной разборной книги конца XVII в. в фонде Азовской приказной палаты Государственного архива Воронежской области (Ф. И-5. Оп. 2. Д. 72). Реконструкция выполнена спец. АНО «ЦСИ Ульяновской области», к. ист. н. М.А. Судаковым. См. на с. 67


Рисунок 1. Реконструкция пути симбирских переведенцев на основе переписной разборной книги конца XVII в. в фонде Азовской приказной палаты Государственного архива Воронежской области (Ф. И-5. Оп. 2. Д. 72). Реконструкция выполнена спец. АНО «ЦСИ Ульяновской области», к. ист. н. М.А. Судаковым. См. на с. 67
 
Последнее редактирование:

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 677
Оценка реакций
322
Баллы
83
Симбирские переведенцы: казаки по пути в Азов. В Государственном архиве Воронежской области в фонде Азовской приказной палаты содержатся разнообразные документы, среди которых есть переписная разборная книга конца XVII в., содержащая более 600 листов скорописи. Она составлена в связи с переводом симбирских казаков в 1697 г. в Азов. Сами документы этого фонда были привезены в Воронеж в начале XVIII в., в результате взятия Азова турками.

В феврале 1697 г., по указу великого государя было велено перевести в Азов «на вечное житьё» «из Синбирска и Синбирские черты из отъезжих слобод казаков и засечных сторожей и станишников» (всего 2063 человека с жёнами, детьми, братьями, племянниками, зятьями, живущими с ними в одних дворах). Были составлены списки в тетрадях за приписью дьяка. В списках указывались слободы затронутые данным мероприятием, а также конкретные служилые люди, которых нужно переводить.

30 марта 1697 г. великий государь Пётр Алексеевич «указал» Никите Степановичу Чирикову ехать в Синбирск. Приехав в город, он должен был взять у стольника и воеводы Степана Собакина двух или трёх человек из числа отставных дворян и детей боярских, а также подьячих приказной избы, площадных, приставов. Затем Н.С. Чириков с сопровождающими должен был отправиться в соответствующие слободы (указанные «в тетратех») и «пересмотреть» казаков, засечных сторожей и станичников. Н.С. Чирикову необходимо было выяснить, кто из них женат или вдов, у кого из них есть дети, братья, племянники, зятья, внуки (при этом речь шла только о тех родственниках, которые проживали под одной крышей со служилыми людьми). Следовало также выяснить, сколько конкретно этих родственников у записанных в списках служилых людей. Учёту подлежало также оружие переведенцев (следовало указать, «у кого ружья и у всех ли у них мушкеты есть и какие…») и лошади44.

Необходимо было выбрать из среды служилых людей «соцких», пятидесятников, десятников45. В их функции входил контроль за подчинёнными.
Переведенцы получили разрешение самостоятельно продавать своё дворовое строение, скот, хлеб. Годовое жалованье государя, назначенное служилым людям, составило 3 рубля на семью. Интересно, что предстояла выдача жалованья в два этапа:
Первый: полтора рубля «в домех» (т.е. на старом месте жительства) – выдавать деньги должен был дьяк Ермил Никитин;
Второй: полтора рубля в Паншине [Паншине городке46. – М. С.], когда служилые люди будут садиться «в суды»47.​

44 ГАВО (Государственный архив Воронежской области) Ф. И-5. Оп. 2.Д. 72. Л. 53–53 об.
45 Там же. – Л. 53 об.
46 Казачий островной городок на левом берегу Дона, севернее станицы Голубинской на территории нынешней Волгоградской области; ныне Паншин городок не существует. Там располагалась главная база снабжения русской армии во время Первого Азовского похода.
47 ГАВО. Ф. И-5. Оп. 2. Д. 72. Л. 54–54 об.
 
Последнее редактирование:

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 677
Оценка реакций
322
Баллы
83
По документам можно реконструировать путь переведенцев по суше: Симбирск – Саратов (там им нужно было соединиться с переведенцами из Саранска и Пензы) – Паншин городок48.
В пути сотские, пятидесятники и десятники должны были строго следить за подопечными. Наказание за халатность предполагалось строжайшее (им был «учинен заказ под смертною казнью»). Наказание могло коснуться и «сторонних людей», принимающих и прячущих переведенцев или членов их семей (эти сторонние люди должны были заменить собою исчезнувших). Кроме того, назначались провожатые (стрельцы, казаки, драгуны), в обязанность которым также был вменен присмотр за переведенцами.

Из Саратова синбирские, саранские и пензенские переведенцы обязаны были идти «с великою осторожностью и крепким караулом», а на стоянки останавливаться «в крепких местах».
До Паншина переведенцы должны были добраться на своих лошадях (при отсутствии лошадей им выдавали подводы), а из Паншина «ехать водою» на стругах. Переправой поручено было руководить стольнику Никите Ивановичу Анненкову «с товарыщи».
В Паншине, до посадки на струги, планировалась выдача служилым людям провизии (мука ржаная, сухари, толокно49, крупы, гречневая мука).
До Паншина, а затем и до Азова, служилых людей должен был сопровождать священник из Синбирска. Это обстоятельство нашло отражение в грамоте великого государя, посланной в Казань митрополиту Казанскому и Свияжскому Маркелу.

Упоминаются в документе также «третчики», «половинщики», «четвертчики» (жившие в слободах в Синбирском крае и помогавшие переведенцам в службе) и захребетники50 с бобылями. Все они не должны были переводиться в Азов. При этом предписывалось их занесение в «книги» наряду с членами их семей и учёт имеющегося у них огнестрельного оружия. Представителям всех этих категорий населения следовало продолжать «служить службу» в тех же слободах.

Немногие оставшихся симбирские служилые казаки вошли вместе с оставленными на территории Симбирского уезда стрельцами и выборными солдатами в категорию служилых людей «старых служб» («прежних служеб служилые люди», как они именовались в то время)51. Позднее они были переведены в сословия пахотных солдат, однодворцев и государственных крестьян. Помимо подушевого налога52, до начала XIX в. они платили специальный военный налог, который тратился на содержание полков Новой Закамской (1730–1740-е гг.) линии. В середине XIX в. они были включены в сословие удельных крестьян. В частности, удельными крестьянами стали жители села Коржевка, которое ныне входит в состав Инзенского района Ульяновской области.​

48 См. карту на с. 67.
49 Толокно – мука из зёрен овса или ячменя.
50 Захребетники – категория феодально-зависимого населения, не имевшего своего хозяйства.
51 Старых служб служилые люди – название в России XVIII в. потомков служилых людей по прибору – стрельцов, пушкарей, казаков, рейтар, пахотных солдат, которые жили главным образом в южных и юго-восточных провинциях Европейской России; по своему юридическому и экономическому положению были близки к однодворцам. Термин появился в начале XVIII в. в связи с созданием регулярной армии, комплектовавшейся на основе рекрутских наборов. Старых служб служилые люди платили подушную подать, участвовали в содержании полков ландмилиции, отбывали постойную, подводную и дорожную повинности. Они имели землю (10–30 дес.), некоторые – и крепостных.
52 Липинский А. И. Материалы для географии и статистики, собранные офицерами Генерального Штаба. Симбирская губерния. Ч. 2. – СПб., 1868.
 
Последнее редактирование:
Верх