История От служилых татар к татарскому дворянству (И.Р. Габдуллин)

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
От служилых татар к татарскому дворянству (И.Р. Габдуллин)

М.: ВИНИТИ, 2006.
Научные редакторы: С.Думин, Р.Кудашев.
Новый точечный рисунок (2).jpg
Служилое привилегированное сословие в царской России было неоднородным как по своему составу, так и по этническому признаку. Неотъемлемой частью этого класса была такая категория служилых людей как служилые татары. При Петре I российское служилое сословие претерпело эволюцию. Служилые татары и мурзы, исповедовавшие ислам, остались в стороне от этого процесса и вскоре были низведены в разряд податного населения. Но уже при Екатерине II справедливость была восстановлена и многие татарские роды стали дворянскими.
Книга И. Р. Габдуллина посвящена истории татарских мусульманских служилых родов (большинство из которых ранее оставались вне рамок исследований историков), то есть тех татарских семей, чьей обязанностью на протяжении многих поколений была военная служба, защита Российского государства. Читатель найдет в этой книге подробный, детальный рассказ о расселении служилых татар, основных регионах, где формировалось татарское служилое землевладение (Касимовское ханство, Мещерский край, Казанский, Хлыновский, Уфимский, Романовский Ярославский уезды), земельных пожалованиях им русских государей и условиях службы, быте, вооружении, участии в военных кампаниях, хозяйственной деятельности, их роли в дипломатических отношениях Руси с мусульманскими странами. Не остались без внимания и вопросы, связанные с христианизаторской политикой, а также возвращение в ислам ранее окрещенных татар.
Книга включает в себя списки "Фамильный состав служилых татар, мурз и татарского дворянства" (Абаевы.Яушевы), "Фамильная структура татарского населения Касимовского уезда в первой половине XVIII века", "Фамильная структура татарского населения Кадомского и Темниковского уездов в первой половине XVIII века", "Фамильная структура татарского населения (дворяне, мещеряки, тарханы, тюменцы) Оренбургской губернии в первой половине XVIII - XIX веков", а также список "Тамги служилых татар".


Содержание:

- Предисловие научного редактора "На службе Отечеству".
- Введение.

Глава 1. Становление института служилых татар в XIV-XVII вв.
- Формирование сословия служилых татар
- Служба
- Поместные и денежные оклады
- Хозяйственная деятельность: промыслы, торговля
- Крепостное население

Глава 2. Районы формирования служилых татар
- Касимовское ханство и Касимовский уезд
- Мещерский край (Темниковский, Кадомский, Шацкий уезды)
- Казанский уезд
- Хлыновский уезд (чепецкие, каринские татары)
- Уфимский уезд
- Романовский и Ярославский уезды

Глава 3. Служилые татары в XVIII-XIX вв.
- Трансформация института служилых татар
- Политика христианизации
- Возвращение к истокам: «отпадение» в ислам

Глава 4. Татарские дворяне в конце XVII I-первой половине XIX вв.
- В «благородном» достоинстве (формирование татарского дворянства)

Источник: "Татары без границ"
 
Последнее редактирование:

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
На службе отечеству

Золотая Орда была, как и Россия, государством многоконфессиональным. Ислам сохранял сильные позиции в завоеванной монголами Средней Азии, в Поволжье (на территории разгромленного ордынцами Булгарского государства). Но создатели Золотой Орды, первые Чингизиды, были язычниками, почитателями монгольских родовых богов; и самому их роду традиция приписывала божественное происхождение. Были среди монголо-татар, в том числе и высшей знати, христиане-несториане, последователи одной из неканонических ветвей христианства, распространившейся в Азии. К моменту монгольского нашествия христиане встречались и среди половцев (православным был половецкий хан Юрий, один из участников битвы при Калке в 1223 г.). Эту же религию исповедовали и некоторые члены правящей ордынской династии, и даже правители Золотой Орды, например, хан Сартак, сын Батыя. Его преемник Берке (1255-1266) был первым ханом-мусульманином, но лишь через несколько десятилетий, в правление хана Узбека (1313-1342) ислам был объявлен господствующей религией и стал активно насаждаться среди подвластных народов. Процесс насильственной исламизации встретил довольно сильное противодействие, в том числе и среди татарской аристократии; но хан Узбек, жестоко подавив заговор золотоордынских эмиров, сумел утвердить свою волю. Именно нежеланием многих представителей старой татарской знати принять ислам часто объясняют массовый выезд ордынских мурз в XIVв. на службу к русским князьям, - в Москву, Рязань, Тверь.
Таким образом, в течение первых веков существования золотоордынской державы (впрочем, как и теперь, в наши дни) татарское происхождение и самосознание вовсе не обязательно предполагали мусульманское вероисповедание. Но хан Узбек не оставил для татар альтернативы; те, кто не желал принять новую веру, были истреблены или должны были покинуть Орду и уйти на Русь или в Литву.

Выезжая на русскую службу, большинство татар-несториан или язычников, как правило, принимали православие, и уже в ближайших поколениях их потомки ничем не отличались от других русских служилых людей, хотя и сохраняли с гордостью память о татарском происхождении. Многие русские дворянские роды возводили себя к татарским предкам, выходцам из Золотой Орды. Не все эти родословные легенды соответствовали действительности, но удельный вес родов татарского происхождения в Московском государстве и Российской империи действительно был очень велик, и они на протяжении многих столетий играли видную роль в жизни страны. Даже если отбросить как недостоверное предание о татарском происхождении царя Бориса Годунова, бесспорным потомком Мамая, по линии матери (происходившей из уже православного рода князей Глинских), был царь Иван Васильевич Грозный (по прямой мужской линии - потомок Дмитрия Донского), Чингизидом - его формальный соправитель Симеон Бекбулатович и т.д. Крещёные татарские царевичи роднились с московским правящим домом; но и Чингизиды, сохранявшие мусульманское вероисповедание, получали видные военные должности, крупные пожалования; в составе Русского государства Касимовское ханство долгое время оставалось мусульманским анклавом, управляемым ордынской династией.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Процесс христианизации татарской знати протекал на протяжении нескольких веков. Аристократические русские фамилии татарского происхождения, например, князей Юсуповых, Урусовых, Мещерских, широко известны не только в России, но и во всём мире. Можно назвать и многие другие татарские семьи, чьи потомки прославили свои имена на военном и гражданском поприще, в области науки, культуры - Девлеткильдеевых и Енгалычевых, Кугушевых и Кудашевых, Тенишевых, Чегодаевых, Ширинских-Шихматовых — все они играли заметную роль в русском обществе; а к ним можно добавить сотни других известных русских фамилий, также имеющих татарские корни.

Именно христианизированная знать составляла наиболее заметную, влиятельную часть татарского дворянства. Но сохранялись и мусульманские ветви этих семей; существовали и многие другие мусульманские роды, не столь знаменитые, не столь известные, но так же много веков верой и правдой служившие России.

Корни большинства татарских родов - в Золотой Орде, но, кроме князей и мурз, потомков ордынской знати, среди этих служилых семей были и выходцы из непривилегированных групп татарского населения, получившие русское дворянство по офицерским чинам в XVIII-XIX вв.

В конце XVII - начале XVIII вв. судьба татарского служилого населения сложилась трагично. Реформа вооруженных сил в эпоху Петра I сделала практически ненуменой прежнее дворянское ополчение, и государство ликвидировало прежние привилегии многих прежних служилых людей, в том числе и значительной части прежнего татарского дворянства. Не нужно думать, что эти меры были направлены именно против последнего. Перевод в число государственных крестьян, так называемых «однодворцев», ожидал и многих русских дворян, тех, кто не владел крепостными крестьянами и добывал себе пропитание собственным трудом. Государство больше не нуждалось в их военной службе и предпочло уравнять измельчавших помещиков с крестьянством, чтобы, отменив налоговые льготы не только «лапотных мурз», но и массы обедневших русских детей боярских, пополнить казну, нуждавшуюся в средствах на развитие регулярной армии. Возложенная на эти категории населения на общих основаниях рекрутская повинность позволила пополнять армию и лишёнными привилегий выходцами из старых служилых родов. Но эта же военная служба создавала для них и для других татар, башкир и прочих мусульман, в том числе и незнатного происхождения, шанс дослужиться до офицерского чина, то есть получить дворянские права по личным заслугам, и таких примеров было немало.

Существовали, - и об этом очень подробно пишет И.Р. Габдуллин, - и другие проблемы, связанные с религиозной политикой русского правительства во второй половине XVII - первой половине XVIII вв. Курс на дальнейшую христианизацию татарской знати сопровождался и чисто репрессивными мерами по отношению к тем более или менее зажиточным представителям этой группы, которые отказывались перейти в православие. По указам Петра I (в частности, по указу З ноября 1713 г. о запрете мусульманам владеть крепостными-христианами) их ожидала конфискация крестьян, а иногда и всех поместий, перевод в податное состояние. В результате православные и мусульманские ветви одних и тех же родов оказались в разных сословиях, в разных социальных группах. Христианизированная аристократия татарского происхождения влилась в состав русского дворянства, а их мусульманские родственники в большинстве своём превратились в простых крестьян, сохранивших от прежних привилегий только личную свободу.

Хотя эти репрессии по религиозному принципу продолжались сравнительно недолго, в их результате на рубеже XVII-XVIII вв. татарскому мусульманскому землевладению был нанесен сильнейший удар.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Как мы уже отметили, процесс христианизации ордынской знати начался задолго до петровских реформ. Но до второй половины XVII в. обращение татар в православие осуществлялось более или менее добровольно (разумеется, многих «новокрещен» привлекали привилегии, предоставляемые им правительством при перемене веры; но были и другие, отнюдь не только меркантильные, побуждения). Жёсткая альтернатива - принять крещение или потерять сословные права - была поставлена перед татарской знатью именно в петровскую эпоху. Поэтому, естественно, фигура великого преобразователя России в татарской истории предстает не столь светлой (хотя и в России у Петра Великого было немало критиков, и даже император Николай II говорил, что не одобряет многие деяния своего предка, связанные прежде всего с насильственным насаждением западных обычаев). Но нельзя забывать, что эти петровские «перегибы» были во многом исправлены его преемниками, и в целом политика русского правительства по отношению к мусульманскому населению уже во второй половине XVIII в. претерпела значительные изменения.

В мирном договоре с Турцией, подписанном в 1774 г., русское правительство гарантировало неприкосновенность религиозных свобод мусульман России. Но и внутренние причины (участие мусульман в многочисленных волнениях и восстаниях) подталкивали к изменению политики, прежде всего по отношению к привилегированным слоям мусульманского населения Среднего Поволжья и Приуралья. В июне 1775 года был издан указ «О терпимости всех исповеданий», который заметно улучшил положение многих иноверцев, в том числе и мусульман. Что особенно важно, почти одновременно в с этим была создана возможность для восстановления сословных прав потомков татарского служилого дворянства.

Основополагающее значение для этого имел указ императрицы Екатерины II 22 февраля 1784 г. «О позволении князьям и мурзам татарским пользоваться всеми преимуществами российского дворянства». После издания 21 апреля 1785 г. «Жалованной грамоты дворянству Российской империи» права татарских родов также рассматривались губернскими дворянскими депутатскими собраниями, и по представлению последних Екатерина II, Павел I, а в последующие царствования - Правительствующий Сенат приняли немало решений о восстановлении в «первобытном дворянском состоянии» многих старых татарских мусульманских родов. Но эти решения принимались, как правило, в индивидуальном порядке и далеко не все потомки татарских князей и мурз смогли воспользоваться этой возможностью (требовавшей долгих хлопот и значительных расходов); некоторым было отказано в утверждении из-за отсутствия необходимых документов или по иным причинам. Тем не менее, после 1784 г. татарское мусульманское дворянство, в том числе и титулованное, утверждённое в достоинстве князей татарских (Акчурины, Девлеткильдеевы, Еникеевы, Кудашевы, Мамлеевы, Тенишевы, Чанышевы, Яушевы и др.) составляет неотъемлемую часть высшего сословия Российской империи.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Впрочем, и после этого действовали некоторые ограничения, и прежде всего - запрет владеть крепостными-христианами (единственное исключение составляло литовско-татарское дворянство; полученное их предками от литовских великих князей и польских королей право владеть крепостными-христианами было за ними подтверждено и в Российской империи, но только на территории западных губерний и Царства Польского). Это, естественно, препятствовало восстановлению татарского поместного землевладения, и даже семьи, сохранявшие достаток, в большинстве своем были лишены возможности вести «дворянский образ жизни» (некоторые, впрочем, всё же имели крепостных-мусульман), Тем не менее, татарские дворяне-мусульмане пользовались всеми остальными привилегиями дворянства, в том числе на военной и гражданской службе, и с гордостью носили звание российского дворянина.

В отличие от большинства предшествующих работ, посвящённых наиболее знатному, прежде всего титулованному, татарскому дворянству, в книге И. Р. Габдуллина раскрыта и история очень многих «рядовых» родов, ранее не привлекавших внимания исследователей. Упоминаемые в его перечне фамилии чётко локализованы, «привязаны» к определённым населённым пунктам. Можно надеяться, что для многих читателей знакомство с этой работой станет стимулом к восстановлению собственной родословной. Как мы уже говорили, существует немало семей, чьи предки, несомненно, принадлежали к служилому сословию, но которые так и не сумели до настоящего времени восстановить свой исторический статус. Но право это сохраняется за ними, и, если удастся достоверно проследить происхождение от предков, в XVI-XVII «вёрстанных» поместьями, принадлежавших тогда к татарскому дворянству, их прямые потомки могут восстановить свои дворянские права, обратившись с соответствующим прошением в Герольдию Главы Российского Императорского Дома (на тех же основаниях, как до 1917 года их предки должны были бы обратиться в Департамент Герольдии Правительствующего Сената).

В XX столетии русское, грузинское, украинское, польское, прибалтийское и прочее дворянство Российской империи утратило не только сословные привилегии, но и имущественные права. Теперь, в XXI веке, уже не важно, когда ваши предки потеряли родовые владения, при Петре Великом или при Владимире Ленине; общественное положение семьи определяется собственными достижениями её нынешних представителей, и среди наиболее влиятельных семей России практически нет прямых потомков прежней знати. Но старое имя - это тот знак, который подтверждает принадлежность к исторической корпорации, к тем, чьи предки, по словам Жалованной грамоты дворянству Екатерины Второй, «обрели потомству имя благородное». И книга И. Р. Габдуллина возвращает нам имена тех многих и многих, кто в боях и походах верно служил великому Государству Российскому и чьи потомки и в наши дни на многих славных поприщах продолжают это служение нашему общему, единому Отчеству.

С.В. Думин, президент Российской генеалогической федерации, генеральный секретарь Международной генеалогической академии, ведущий научный сотрудник Государственного Исторического музея
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Введение

В составе служилого сословия России XV-XVIII вв. особое место занимали потомки старой феодальной знати, как Золотой Орды, так и более поздних татарских государств - Казанского, Астраханского и Касимовского ханств, Ногайской Орды. Эту категорию нерусского служилого населения издавна называли служилыми татарами. Вопрос об этой группе населения и в какой-то мере его производном - татарском мусульманском дворянстве - затрагивался большинством историков Урало-Поволжья.

Впервые в российской историографии к вопросу о татарском служилом сословии обратился П.И. Рычков в своей работе «Топография Оренбургская», изданной в Санкт-Петербурге в 1762 году. Помимо приведения полулегендарных сведений о происхождении татар и истории Золотой Орды, автор часть своей работы посвящает мещерякскому (мишарскому) населению Оренбургской губернии(1).

В XIX - начале XX вв. интерес к истории народов Среднего Поволжья и Приуралья в Российской империи значительно возрос. Среди появившихся в это время работ можно выделить труды В.В. Вельяминова-Зернова, В.Н. Витевского, Н.А. Фирсова, И.М. Покровского, И.Г. Перетятковича, Е.А. Малова, Н.В. Никольского, В.А. Новикова и других. Так, в вышедшей в 1869 г. книге Н.А. Фирсова «Инородческое население прежнего Казанского царства в новой России до 1762 года и колонизация закамских земель в это время» большое внимание уделяется трансформации социального положения «служилых иноверцев» в период правления Петра I и появлению новой категории населения - лашманов. По его мнению, в Российском государстве в связи с принятием на службу татарской знати образовался «особый» разряд служилого класса - институт служилых татар («корпус служилых инородцев» или же «отдел») (2).

Татаро-мишарской (мещерякской) проблематике уделили серьезное внимание и татарские просветители в XIX - начале XX веков. Здесь, прежде всего, стоит выделить труды К. Насыри, Ш. Марджани, Р. Фахретдинова, Г. Ахмарова.

Советская историография становления и трансформации института служилых татар достаточно обширна. Здесь в первую очередь следует выделить работы видного татарского историка Г.С. Губайдуллина. Позднее, данная тематика нашла свое отражение в работах С.Х. Алишева, И.П. Ермолаева, Р.Н. Степанова, А.Х. Халикова и других.

В последние годы история дворянского сословия в Казанском и Уфимском уездах разрабатывалась Б.А. Азнабаевым, Д.А. Мустафиной, Е.В. Липаковым.

В то же время работ, посвященных инкорпорации в дворянское сословие Российской империи татарской феодальной верхушки, за это время было ничтожно мало. Можно выделить лишь исследования Д.И. Арапова, Г.А. Двоеносовой, С.В. Думина, С.Х. Еникеева, В.В. Первушкина, P.P. Хайрутдинова.

История татарских родов, утверждённых в княжеском достоинстве, рассматривается в III томе генеалогического издания «Дворянские роды Российской империи» под ред. С.В. Думина. Очерки по генеалогии отдельных родов (Акчуриных, Баюшевых, Еникеевых, Кугушевых, Кудашевых, Тенишевых и др.), написанные С.В. Думиным, В.В. Первушкиным, C.Л. Шишловым и др., посвящены как православным, так и мусульманским ветвям указанных фамилий (хотя часть последних не получила утверждения не только в княжеском, но нередко и в дворянском достоинстве, их начальная родословная, отраженная в документах XVII-XVIII вв., также представлена); приведены в этом издании и гербы татарских княжеских родов; легко ориентироваться в родственных связях позволяют многочисленные генеалогические таблицы.

Привлекает особое внимание статья пензенского историка В.В. Первушкина, в которой доказывается существование в XIV - начале XVI веков независимого татарского княжества на современной территории Мордовской республики, Пензенской области и части смежных районов соседних областей («Темниковская Мещера»).

1 Рычков П.И. Топография Оренбургская, то есть: обстоятельное описание Оренбургской губернии. СПб, 1762.
2. Вельяминов-Зернов В. В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Ч.I. СПб, 1863; Ч. И. СПб, 1864 ; Ч.III.СПб,1866 ;Ч.IV ,Вып. 1. СПб. ,1887; Витевский В.Н.И.И.НеплюевиОренбур-гски йкрайвпрежнемегосоставедо1758г.Вып.1.Казань,1889;МаловЕ.А.Сведенияомишарях. Казань,1885;НовиковВ.А .Сборникматериаловдляисторииуфимскогодворянства.Уфа,1870 ; НикольскийН.В.КонспектпоисториинародностейПоволжья.Казань,1919 ;ПеретятковичГ.По-волжьевXV IиначалеXVIIIвеков.Очеркиизисторииколонизациикрая.Одесса,1882 ;Покровс-кийИ.М.КисториипоместногоиэкономическогобытавКазанскомкраевполовинеXVIIвека. Казань,1909 ;ФирсовН.А.ИнородческоенаселениепрежнегоКазанскогоцарствавновойРоссии до176 2год аиколонизациязакамскихземельвэтовремя.Казань,1869 ;Егоже.Положениеинород-цевСеверо-ВосточнойРоссиивМосковскомгосударстве.Казань,1866.С.100 ,103.
 
Последнее редактирование:

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Наиболее информативной среди новейших изданий является книга С.Х. Еникеева «Очерк истории татарского дворянства» (вышедшая в 1999 г. под научной редакцией С.В. Думина). Эта работа насыщена архивными источниками, большая часть которых введена в научный оборот впервые. Исследование С.Х. Еникеева состоит из трех частей.

Первая часть разделена на главы:

1. Золотая Орда;

2. Становление;

3. Под тенью креста (Полумесяц и крест);

4. Возрождение.

В этих главах автор основное внимание уделил истории Мещерского края. Как и В.В. Первушкин, автор считает, что на части Мещерских земель располагалось «вассальное Темниковское княжество», во главе которого стояли «потомки Саид-Ахмеда и [в котором] проживали многочисленные выходцы из татарских орд». Здесь же автор рассматривает служебную деятельность татарской знати, христианизаторскую политику самодержавия в Мещерском крае среди татарских князей и мурз. Во второй части книги автор исследует историю ряда татарских дворянских родов, обосновавшихся в Оренбургской губернии (князья Акчурины, мурзы Бигловы, князья Еникеевы и Кугушевы, мурзы Еникеевы, князья Кудашевы, мурзы Мамлеевы, князья Маматкозины-Сакаевы и Тенишевы, мурзы Терегуловы, князья Чанышевы). В третьей части работы, которая выступает как приложение, освещена деятельность созданного в 1990-е гг. в Уфе Меджлиса татарских мурз.

Значимыми событиями в жизни татарского народа, в том числе и служилых татар, стали сопротивление насильственной христианизации и движение по возвращению в ислам. Из работ дореволюционных историков по истории христианизации населения Поволжья следует выделить книгу А. Можаровского «Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 годы». Содержательной является работа японской исследовательницы М. Хамамото «О христианизации служилых татар в первой половине XVII в.» Автор констатирует, что в христианизации «иноверческой» элиты было заинтересовано прежде всего русское правительство. Среди работ современных исследователей обращают на себя внимание работы казанского историка Ф.Г. Ислаева, посвященные деятельности Новокрещенской конторы в Казанской губернии. Им же был опубликован ряд документов, связанных с подготовкой вооруженного восстания против насильственной христианизации в 1748 году. Причины и ход возвращения части татар-кряшен в мусульманство с позиции властей описывали Е. Малов, С. Рыбаков, С. Чичерина, Н.И. Ильминский. Подробные статистические сведения о крещеных татарах, в том числе и о «отпавших в магометанство», оставил Н.В. Никольский. Из зарубежных исследователей часть своих работ, посвятили этому движению Габдулбари Баттал и Тамурбек Давлетшин. Оба исследователя отмечают, прежде всего, репрессивный характер противодействия властей отходу от православия крещеных татар. В советской исторической литературе этот вопрос практически не освещался. Это было связано и с ложным советским «интернационализмом», и в какой-то мере с родившимся в 1920-х гг. постулатом, что «религия - это опиум для народа». Лишь в последнее время стали появляться работы, в той или иной мере касающиеся проблематики возвращения татар к старой вере. В частности, следует отметить статьи И.К. Загидуллина и Д.М. Исхакова. В статье И.К. Загидуллина отмечается «номинальность и принудительный характер крещения», не способствовавших «религиозности крещеных татар». Он же констатирует, что власти в XVI — первой трети XVIII вв. прежде всего старались христианизировать татарскую аристократию. При этом для последних принятие православия означало «потерю статуса правопреемника элитного носителя государственности татарского народа, разъединяло и противопоставляло ее мусульманскому населению края». В работе Д.М. Исхакова «Кряшены (историко-этнографический очерк)» детально проанализирована история формирования этнографических групп крещеных татар. В рамках данной работы определенное внимание было уделено и движению крещеных татар за возвращение в мусульманство. Автор связывает это явление «с процессом этнической консолидации в ходе формирования нации». В апологетическом для христианства духе рассматривает данную проблему М.С. Глухов, в частности он настаивает на давнем, еще до взятия Казани, возникновении группы «крещеных татар».
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
В данной книге история служилых татар и татарского дворянства представлена в контексте общероссийской истории. Поэтому исследование не ограничивается исключительно территорией Республик Татарстан и Башкортостан. В той или иной мере оно затрагивает территории Пензенской, Самарской, Кировской, Челябинской, Оренбургской, Рязанской, Саратовской, Нижегородской областей, Республик Чувашия, Мордовия и Марий-Эл, то есть весь ареал проживания поволжских татар.

Документальной базой исследования стали прежде всего архивные источники и лишь отчасти - опубликованные материалы. Большинство документов вводится в научный оборот впервые. Это касается как истории становления и трансформации института служилых татар, так и возвращения татар к исламу. Нами использовались архивные источники, хранящиеся в архивах Москвы: РГАДА (Российский государственный архив древних актов), РГВИА (Российский государственный военно-исторический архив), АВПРИ (Архив внешней политики Российской империи), Санкт-Петербурга (Российский государственный исторический архив - РГИА), Оренбурга (Государственный архив Оренбургской области - ГАОО), Самары (Государственный архив Самарской области - ГАСО), Казани (Национальный Архив Республики Татарстан), Уфы (Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан — ЦГИА РБ).

В РГДДА автором изучены фонды: «Сенат и сенатские учреждения» (Ф. 248., «Герольдмейстерская контора» (Ф. 286), «Ландратские книги и ревизские сказки» (Ф. 350., «Экономические примечания к генеральному межеванию» (Ф. 1355), «Уфимская провинциальная канцелярия» (Ф. 452), «Уфимская приказная изба» (Ф. 1173. В фондах «Ландратские книги и ревизские сказки» и «Экономические примечания к генеральному межеванию» содержатся сведения о численности населения в Казанской и Оренбургской губерниях в XVIII в., фамильном составе населения, площади земельных угодий. В фонде Сената имеются списки татарских помещиков, имевших крепостных крестьян к 1713 г., перепись мещерякского населения Уфимского уезда в 1720 г., данные о мечетях Казанского уезда, «сломанных» в 1740-е годы.

Материалы по землевладению и землепользованию татарских феодалов в XVII—XVIII вв. по Казанскому, Темниковскому, Свияжскому и Романовскому уездам были извлечены из фондов «Поместный приказ» (Ф. 1209), «Экономические примечания к Генеральному межеванию» (Ф. 1355) и «Спорные дела Генерального межевания» (Ф. 1324) РГАДА. Часть дел фонда «Поместный приказ» уже опубликована казанскими историками. Так же использовались материалы фондов «Разрядный приказ» (Ф. 210), «Крепостные книги» (Ф. 615), «Темниковская и Кадомская приказные избы» (Ф. 1122, 1167).

Значительная часть документального материала настоящей работы извлечена из фондов ЦГИА РБ. По дореволюционной истории Уфимского края здесь нами изучены фонды «Оренбургское губернское правление» (Ф. И-1), «Канцелярия Оренбургского генерал-губернатора» (Ф. И-2), «Канцелярия Оренбургского гражданского губернатора» (Ф. И-6), «Уфимское губернское правление» (Ф. И-9), «Уфимское губернское по крестьянским делам присутствие» (Ф. И-10), «Оренбургская казенная палата» (Ф. И-138., «Комиссия по наделению припущенников землей» (Ф. И-172), «Оренбургское магометанское духовное собрание» (Ф. И-295. Разрозненные материалы имеются также и в других фондах.

В данной работе использованы и опубликованные источники. В первую очередь, среди них следует отметить «Материалы по истории Башкирской АССР», которые содержат важные источники по истории Уфимского уезда в XVII—XVIII веках. Ценные сведения о численности населения Оренбургской губернии имеются в ведомостях мишарских и тептярских старшин, относящиеся ко времени VIII-й ревизии 1834 года. Обширный материал по данной тематике содержится в опубликованных казанскими историками писцовых книгах Казанского уезда за 1602-1603 гг. и 1647-1656 гг.

Настоящая работа ставит своей целью ознакомить читателей с основными вехами истории становления и трансформации сословия служилых татар, инкорпорации татарских феодалов в состав российского дворянства. До настоящего времени еще практически не было специальных исследований по данной тематике. В связи с этим, мы далеки от намерения осветить в своей работе историю служилых татар и татарского дворянства во всей полноте. Мы надеемся, что настоящее исследование поможет читателю глубже понять историю Урало-Поволжского региона.

Читать далее:
Глава 1. Становление института служилых татар в XIV-XVII вв.
Глава 2. Районы формирования служилых татар
Глава 3. Служилые татары в XVIII-XIX вв.
Глава 4. Татарские дворяне в конце XVII I-первой половине XIX вв.
 
Последнее редактирование:
Верх