История Татары Инзенского края (В.Н. Шкунов, "Где волны Инзы плещут...", 2012)

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 757
Оценка реакций
334
Баллы
83
Татары Инзенского края
Источник: В.Н. Шкунов, "Где волны Инзы плещут...Очерки истории Инзенского района Ульяновской области, 2012"​

Без преувеличения, самой сложной и загадочной страницей истории нашего края до сих пор остается история татарского населения. Никем из исследователей не установлено достоверно, когда впервые появились первые татары в Инзенском Посурье. Одни считают, что нынешние ин-зенские татары - потомки тех, кто охранял западные границы Казанского ханства; другие исследователи полагают, что предками наших татар являются мишари, пришедшие сюда с территории современной Мордовии. Наконец, третьи убеждены, что жители современных Дракино, Стрельниково, Шлемасса - потомки служилых татар, участвовавших в строительстве Карсунско-Симбирской засечной черты, а, значит, поселились здесь в 1647-1648 гг.

Известно, что еще в первой четверти XVII века владельцем Стрельниково был алатырский татарин Кильдюшей Ишеев; здесь находились его вотчинные земли. Земли же, расположенные вдоль правового берега Талы, начиная от ее истоков, принадлежали Тинюшу Тюлничеву. На этой территории находились его бортные ухожаи. По реке Инза располагались вотчины татар Кайбича и Чендюков «с товарищи». Сохранились даже данные об оброке, которые они платили с тех инзенских земель: «А оброку с тех вотчин платят двадцать два пуда меда да ясачных денег пять рублей».

Таким образом, татары-мишари были в числе первых переселенцев, которые активно осваивали правобережные районы Среднего Поволжья. Селились они компактными группами, не смешиваясь с иными переселенцами и коренными жителями края - мордвой. Примечательно, что карсунская группа татар-мишарей существенно отличается от так называемых хвалынских мишарей, к которым относились переселенцы в более южных районах (нынешний Старо-Кулаткинский район Ульяновской области) и в западных районах (Никольский район Пензенской области). По внешнему виду карсунские татары-мишари были близки к лямбирской группе: только в этих двух группах вплоть до конца XIX века женщины использовали головные уборы кашпау и тайка.

В XVIII веке жители татарских сел нашего края были активными участниками тех судьбоносных событий, которыми характеризовалось это столетие. Так, с основанием Оренбурга и началом активной колонизации Западной Башкирии некоторые дракинцы переселились в деревню Мансурово (сейчас Бавлы) в 1760 году. Волны переселений были и в начале XIX века. Известно о таком переселении в Башкирию в 1814 году.
 

Вложения

  • Татары в XIX веке.jpg
    Татары в XIX веке.jpg
    100,3 КБ · Просмотры: 557

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 757
Оценка реакций
334
Баллы
83
В XIX в. мечети были в Дракино. При мечетях существовали школы для мальчиков, в которых обучались практически все дети. В этих школах учили не только Коран, но обучались читать и писать на родном языке. Не случайно татарское население Инзенекого края было грамотным. Воспитанием же девочек, как правило, занималась жена муллы. Любопытно, что в отличие от других татарских сел Симбирской губернии в Дракино мечети содержались всем «обществом, а не в отдельности каждым приходом». Так, во время схода 7 февраля 1912 г. было решено на отопление мечетей выделить 120 рублей, а на страхование зданий - 40 рублей.

Поскольку село было большим, во второй половине XIX - начале XX века периодически возникал вопрос о строительстве новой мечети. Но не всегда желание дракинцев встречало понимание властей. Дело порой доходило до конфликтов. В некоторых случаях противниками строительства выступали и местные муллы, которые считали, что особой необходимости в новой мечети нет. Дело в том, что в Дракино в этот период в среднем было 4 соборных мечети. Новая мечеть была построена в 1909 г. Муллой местные крестьяне решили избрать грамотного крестьянина Ш.М. Невмятуллова. Но вот с записью в новый приход произошел казус. Дело в том, что сельский староста Дракино записал многих жителей под угрозой, что в случае отказа не даст увольнение на заработки. Многие дракинцы занимались сезонным отхожим промыслом, и такая угроза оказалась очень действенной, хотя некоторые крестьяне обратились к уездным властям с жалобой.

В начале XX века в Дракино и в Шлемассе работали школы. По состоянию на 1902 г. мужское население в татарских населенных пунктах составляло: в Дракино - 1194 чел., в Стрельниково - 138 чел., в Шлемассе - 527 чел. Мальчиков дошкольного возраста было (в том же порядке): 85 чел., 10 чел., 40 чел. В школах обучалось (в возрасте от 8 до 11 лет): в Дракино - 45 чел., в Стрельниково - 1 чел., в Шлемассе - 20 чел. В среднем, 60 % детей в указанной возрастной группе посещало школу. Школы в селах Дракино и Шлемасс были основаны в один год: в 1867 году. В Стрельниково школы не было. Школы эти были открыты как русско-татарские, что болезненно воспринималось многими жителями, поскольку населенные пункты были мононациональными. К примеру, жители села Шлемасс выходили в коллективнами просьбами о закрытии школы. Инспектор народных училищ Черняховский, побывавший с осмотром в Дракинской и Шлемасской школах в 1902-1903 учебном году, отметил, что здания были тесными, низкими, слабо вентилируемыми: «Классный воздух настолько тяжелый, что в этой атмосфере трудно было провести даже пару часов, не говоря о занятиях изо дня в день, и невольно приходилось дивиться, как сравнительно благотворно выносили юные организмы подобную обстановку. Ученическая мебель во всех школах была совершенно не приспособлена ни к росту, ни к удобству, и при неосторожном движении учащихся отодвигалась скамья и падала вместе с сидящими. Школьные библиотеки были бедны не только книгами для внеклассного чтения, но и письменными принадлежностями, и учебниками, при этом последние были такие, как и в русских училищах, что нередко вызывало ропот татар. Учебные успехи были удовлетворительны в Дракинской школе, отчасти в Нагаевской, Горинской же и Шлемасской - слабые».
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 757
Оценка реакций
334
Баллы
83
Развитие просвещения в Дракино связано с именем Валиуллы Рах-матулловича Алимбекова, который начал свою педагогическую деятельность 15 сентября 1877 г. и посвятил ей более 30 лет своей жизни. Учительствовал он и в Шлемассе. Впоследствии восемь его детей стали педагогами. О некоторых из них речь пойдет ниже.

Несмотря на то, что большинство татар было грамотным, у женщин сохранялось много различных суеверий и предрассудков. Многие предрассудки были связаны с появлением луны, расположением звезд, сильной была вера в счастливые и несчастливые дни, в заговоры, гаданья. В религиозном плане мечети, расположенные на территории нашего края подчинялись Духовному управлению. Муфтият же находился в Оренбурге. Статус муллы был очень высоким. Ему не только отдавали десятую часть своего дохода, но и выделяли угодья из общественной земли, делали пожертвования в главные мусульманские праздники, давали вознаграждение за обучение детей в школе, за лечение и пр. Вместе с тем, как отмечал Липинский, «исполнение обязанности муллы не так легко, как кажется с первого раза. Требование строгой жизни при ежедневном исполнении всех обрядов и при занятиях в школе требует значительной подготовки с молодости; поэтому в большей части случаев звание это хотя и определяется выбором общества, но переходит наследственно от отца к сыну или же обращается в среде нескольких зажиточных фамилий».

Октябрьская революция в корне изменила жизнь татарских сел Ин-зенского края. Борьба с «врагами народа» искалечила судьбы многих жителей Дракино, Шле масса, Стрельниково. Репрессии шли на протяжении всех 30-х годов. Так, в 1933 г. особым совещанием при коллегии ОГПУ сроком на 3 года был приговорен к лишению свободы житель Дракино Батанов Хасян Юсупович (реабилитирован; судьба не известна), в 1937 г. арестован житель этого же села Сабигат Галеутинович Амиров. В 1931 г. был раскулачен и выселен на спецпоселение в Бурятию житель села Шлемасс, торговец Ибрагим Халиулович Зибиров, 1902 г. рождения (реабилитирован в 1996 г.). Этот список можно продолжить. На долгие десятилетия села остались без мечетей: волна воинствующего атеизма захлестнула как православие, так и ислам.

Жить в довоенные годы было тяжело. На базе местных татарских сел были организованы колхозы. Кроме работы в этих хозяйствах, местные жители привлекались и на общественные работы. Старшее поколение помнит, что в воскресенье, 22 июня 1941 г., когда началась война, дра-кинцы и жители других сел работали на строительстве проселочной дороги от Дракино до райцентра. Каждая семья должна была отработать определенное количество дней.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 757
Оценка реакций
334
Баллы
83
С началом Великой Отечественной войны многие жители татарских сел Инзенского района ушли на фронт. Многие из них стали настоящими героями. Конечно, до Победы дожили не все. Кто-то после войны не вернулся в родное село, осев на просторах нашей необъятной Родины. Приведем один пример необычной судьбы. Уроженец села Дракино Кайюм Садыкович Рахманкулов учился в Дракинской школе. Когда началась война, и мужчины ушли на фронт, вся тяжесть легла на плечи стариков, женщин и подростков. Летом 1941 г. дракинцы вырастили богатый урожай. Кайюм вместе с другими подростками до марта 1942 г. на телегах и санях возили зерно за 40 км на элеватор. Сдали тогда 1200 тонн отборного зерна. Тех, кому исполнилось в 1942 году 18 лет, направили на курсы молодого стрелка. А в августе Кайюм и его друг Анвер Подмарев были направлены на учебу во 2-е Куйбышевское военное пехотное училище. В мае, получив погоны младшего лейтенанта, Кайюм Рахманкулов был направлен на фронт. 5 июля 1943 г. стал днем боевого крещения. Воевал на Южном фронте, затем была Латвия... Вскоре наш герой узнал, что в январе 1944 года, защищая Ленинград, погиб его друг Анвер Подмарев. Сам Кайюм был дважды ранен. Победу встретил близ города Лиепая. Награжден двумя орденами Красной Звезды, медалью «За отвагу», другими боевыми наградами. После войны служил на разных должностях. До выхода в отставку был руководителем военного представительства Министерства обороны СССР на Волгоградском тракторном заводе. В последующие годы полковник К.С. Рахманкулов проживал в городе Пущино. Да, немало дракинцев судьба раскидала по миру, но что примечательно, все они помнят о своих корнях, гордятся своей малой родиной. Знают о корнях своих родителей и их дети. Так, Бурхан Камаев, уехавший из родного села в Башкирию, обрел здесь новую родину. Здесь, в поселке Янаул родился 22 февраля 1937 г. сын -Рашит. Рашит Бурханович окончил Бирский педагогический институт, затем аспирантуру. С 1995 г. работал деканом факультета гуманитарных наук Уфимского государственного нефтяного технического университета. С 1998 г. - доктор философских наук, позже - профессор. Деканом Рашит Бурханович проработал до 2000 года. А сколько имен еще предстоит открыть!

Дети, внуки и правнуки Валиуллы Рахматулловича Алимбекова в совокупности отдали просвещению более 500 лет! Вряд ли еще в Ульяновской области найдется такая семейная педагогическая династия. Примеру великого учителя последовали ученики Алимбековых. Среди них Б.И. Камаев, Х.Х. Мальтеев, Х.А. Алимбеков, Х.И. Зимуков, A.JI. Долматова, С.А. Байгузина, Ш.А. Зимукова, З.И. Даудова, РК. Зибиров и многие другие.

i

Татары в XIX веке

Известные люди:
Ахмет Валиуллович Алимбеков
Амина Валиулловна Алимбекова
Вагиз Нургалиевич Абраров
Раиль Нургалиевич Абраров
 
Последнее редактирование:
Верх