simgen
Moderator
- Регистрация
- 08.07.2018
- Сообщения
- 8 715
- Оценка реакций
- 333
- Баллы
- 83
А. В. Кобзев "Расселение и численность мусульман Симбирского края во второй половине XIX — начале XX вв."
Заселение татарами-мусульманами территории Симбирской губернии традиционно связывается с колонизацией Среднего Поволжья[1], начавшейся во второй половине XVI века после присоединения региона к Русскому государству. Активное освоение края начинается позже, в XVII веке. В это время появляются селения служилых татар-мишарей, прибывавших из западных районов России, задействованных в строительстве засечных черт и несении воинской службы[2]. Наряду с ними в XVII в. территория Симбирской губернии интенсивно заселяется чувашами, мордвой и особенно русскими[3], составившими к концу XIX в. 68,3% всех ее жителей.
Во второй половине XIX – начале ХХ вв. татары-мусульмане населяли все уезды Симбирской губернии. Правда, ни в одном из них они, как и прочие нерусские народности, не представляли численного большинства. В Карсунском, Сенгилеевском, Сызранском, Ардатовском и Алатырском уездах их доля от общей численности населения не превышала 5%. В Симбирском и Курмышском уездах их было несколько больше – 9–17%. Только в Буинском уезде – самом «инородческом» в губернии – татары-мусульмане являлись заметной группой, составляя треть всего населения. На протяжении XIX – начала ХХ вв. общий удельный вес татар-мусульман в структуре населения Симбирской губернии постоянно увеличивался. С 6,6% в 1833 г. он вырос до 9,5% в 1911 г.
Чуть менее половины – 48% всех татар-мусульман Симбирской губернии – проживало в Буинском уезде. Здесь чересполосно с чувашами, русскими, мордвой татары-мусульмане населяли 16 волостей из 19. К 1911 г., по данным подворной переписи, в пределах пяти этнически однородных волостей (Дрожжановской, Мочалеевской, Ново-Какерлинской, Старо-Студенецкой, Шихирданской) находилось 66,4% (54 528 человек) всех татар-мусульман Буинского уезда[4]. Они населяли 36 деревень, и в среднем на каждое селение приходилось 1,5 тысячи татар. Первые три волости из пяти указанных выше были сопредельными и образовывали компактную территорию расселения[5]. В остальных 11 волостях Буинского уезда соседями татар-мусульман были православные христиане, преимущественно чуваши, составлявшие 41,3% всего населения, а также русские и мордва. К 1911 г. в этих волостях татары-мусульмане в числе 27,5 тысячи человек населяли 54 деревни, и в среднем на каждую из них приходилось 510 жителей[6].
Пятьдесят два процента татар-мусульман Симбирской губернии, не образуя компактной и сплошной территории расселения, проживали в остальных семи уездах. При этом 23–20,5% приходилось на Курмышский уезд и 13–15,1% – на Симбирский. Самые крупные татарские селения губернии находились в Курмышском уезде, в котором к 1911 г. проживало 35 тысяч татар-мусульман, населявших 10 деревень в Петряксинской и Чембилеевской волостях. Таким образом, в среднем в каждом селении проживало 3,5 тысячи человек[7]. В Симбирском уезде татары-мусульмане населяли семь волостей, находившихся в его северной части и примыкавших к волостям Буинского уезда. Особенно плотно они расселились в Больше-Цильнинской, Сюндюковской и Больше-Тархановской волостях. В 1911 г. их численность в 20 селениях уезда составила 25 818 человек, и в среднем в одной деревне был 1291 житель[8].
В Сенгилеевском, Карсунском, Сызранском, Ардатовском и Алатырском уездах в XIX – начале XX вв. проживало всего 15,7–18,3% татар-мусульман Симбирской губернии, населявших 13 деревень. На каждую в 1911 г. в среднем приходилось 2149 человек. Деревни татар-мусульман в этих уездах утопали в сплошной массе православного населения, преимущественно русского.
В целом, по данным подворной переписи, в Симбирской губернии в 1910–1911 гг. татары-мусульмане в числе 171 162 человек проживали в 136 селениях и в среднем на каждое приходилось 1258 человек. Среди чувашей этот показатель составил 609 человек (198 512 человек в 326 селениях), а у мордвы он равнялся 1415 (236 548 человек в 163 селениях) и был несколько выше, чем у татар-мусульман[9].
Как показывают исследования, размеры татарских деревень формировались под влиянием различных обстоятельств: географических, экономических, социальных, этнических и политических[10]. Так, у татар-мишарей в сравнении с другими народами Среднего Поволжья селения были особенно крупными[11]. Такая же картина наблюдалась и в Казанской губернии, где проживала этническая группа казанских татар[12].
Уезды, волости, а также селения Симбирской губернии отличались пестрым этническим и конфессиональным составом населения. В конце XIX – начале ХХ вв. в губернии существовало 58 селений, в которых совместно проживали татары-мусульмане, православные русские, чуваши и мордва. Их численное соотношение в отдельно взятой деревни нередко зависело от того, в какой волости они располагались – чисто русской, татарской, чувашской или в этнически смешанной.
В Симбирском уезде в селениях Сиуч (Сивуч), Карлинское, Юшанское, Уренская Капышовка, По-гребовские Выселки, располагавшихся в этнически «русских» Тагаевской, Языковской, Тетюшской, Сельдинской и Ново-Никулинской[13] волостях, татар-мусульман в 1892–1907 гг. насчитывалось чуть более трех десятков человек. При этом их доля от общей численности жителей составляла всего 0,7–5,2%. Такое же соотношение мусульманского и православного населения наблюдалось в пяти чувашских селениях Буинского уезда: Три Избы Шемурши, Чепкас Ильметьево (Шемуршинская волость), Малые Убеи, Чувашский Дрожжаный Куст (Убеевская волость) и Новое Бахтиярово (Больше-Батыревская волость). Доля татар-мусульман в этих селениях во второй половине XIX – начале ХХ вв. составляла 1,3–4%, а численность не превышала трех десятков человек[14]. Незначительное число татар-мусульман (менее трех десятков) проживало в мордово-чувашском с. Большое Батырево и русско-чувашском с. Убеи. В этих селениях в середине XIX – начале ХХ вв. их доля равнялась 0,3–3,0%[15]. Во всех этих селениях по своей малочисленности мусульмане не имели законной возможности организовать религиозный приход.
Иное соотношение мусульман и христиан, преимущественно русских и частично чувашей, наблюдалось в 18 татарских деревнях, в большинстве своем находившихся в этнически однородных волостях: Чембилеевской (Чембилеи), Шихирданской (Шихирданы, Полевые Бикшики), Ново-Какерлинской (Новые Какерли, Малая Цильна), Мочалеевской (Мочалеи), Старо-Студенецкой (Старый Студенец, Старые Тинчали, Новые Тинчали, Новое Шаймурзино, Мещеряки, Нижний Нарадбаш) и Старо-Тимошкинской (одноименная деревня)[16]. В этих селениях, так же как и в деревнях Большие и Малые Тарханы, Сюндюковка и Новоиркеево, Чепкас Вольный Стан, расположенных в этнически неоднородных волостях: Больше-Тархановской (татаро-мордовской), Сюндюковской (татаро-русской), Энтугановской (татаро-чувашской), доля православных христиан в 1892–1907 гг. варьировала в пределах 0,1–2,1%, и их насчитывалось не более трех десятков человек[17].
Заселение татарами-мусульманами территории Симбирской губернии традиционно связывается с колонизацией Среднего Поволжья[1], начавшейся во второй половине XVI века после присоединения региона к Русскому государству. Активное освоение края начинается позже, в XVII веке. В это время появляются селения служилых татар-мишарей, прибывавших из западных районов России, задействованных в строительстве засечных черт и несении воинской службы[2]. Наряду с ними в XVII в. территория Симбирской губернии интенсивно заселяется чувашами, мордвой и особенно русскими[3], составившими к концу XIX в. 68,3% всех ее жителей.
Во второй половине XIX – начале ХХ вв. татары-мусульмане населяли все уезды Симбирской губернии. Правда, ни в одном из них они, как и прочие нерусские народности, не представляли численного большинства. В Карсунском, Сенгилеевском, Сызранском, Ардатовском и Алатырском уездах их доля от общей численности населения не превышала 5%. В Симбирском и Курмышском уездах их было несколько больше – 9–17%. Только в Буинском уезде – самом «инородческом» в губернии – татары-мусульмане являлись заметной группой, составляя треть всего населения. На протяжении XIX – начала ХХ вв. общий удельный вес татар-мусульман в структуре населения Симбирской губернии постоянно увеличивался. С 6,6% в 1833 г. он вырос до 9,5% в 1911 г.
Чуть менее половины – 48% всех татар-мусульман Симбирской губернии – проживало в Буинском уезде. Здесь чересполосно с чувашами, русскими, мордвой татары-мусульмане населяли 16 волостей из 19. К 1911 г., по данным подворной переписи, в пределах пяти этнически однородных волостей (Дрожжановской, Мочалеевской, Ново-Какерлинской, Старо-Студенецкой, Шихирданской) находилось 66,4% (54 528 человек) всех татар-мусульман Буинского уезда[4]. Они населяли 36 деревень, и в среднем на каждое селение приходилось 1,5 тысячи татар. Первые три волости из пяти указанных выше были сопредельными и образовывали компактную территорию расселения[5]. В остальных 11 волостях Буинского уезда соседями татар-мусульман были православные христиане, преимущественно чуваши, составлявшие 41,3% всего населения, а также русские и мордва. К 1911 г. в этих волостях татары-мусульмане в числе 27,5 тысячи человек населяли 54 деревни, и в среднем на каждую из них приходилось 510 жителей[6].
Пятьдесят два процента татар-мусульман Симбирской губернии, не образуя компактной и сплошной территории расселения, проживали в остальных семи уездах. При этом 23–20,5% приходилось на Курмышский уезд и 13–15,1% – на Симбирский. Самые крупные татарские селения губернии находились в Курмышском уезде, в котором к 1911 г. проживало 35 тысяч татар-мусульман, населявших 10 деревень в Петряксинской и Чембилеевской волостях. Таким образом, в среднем в каждом селении проживало 3,5 тысячи человек[7]. В Симбирском уезде татары-мусульмане населяли семь волостей, находившихся в его северной части и примыкавших к волостям Буинского уезда. Особенно плотно они расселились в Больше-Цильнинской, Сюндюковской и Больше-Тархановской волостях. В 1911 г. их численность в 20 селениях уезда составила 25 818 человек, и в среднем в одной деревне был 1291 житель[8].
В Сенгилеевском, Карсунском, Сызранском, Ардатовском и Алатырском уездах в XIX – начале XX вв. проживало всего 15,7–18,3% татар-мусульман Симбирской губернии, населявших 13 деревень. На каждую в 1911 г. в среднем приходилось 2149 человек. Деревни татар-мусульман в этих уездах утопали в сплошной массе православного населения, преимущественно русского.
В целом, по данным подворной переписи, в Симбирской губернии в 1910–1911 гг. татары-мусульмане в числе 171 162 человек проживали в 136 селениях и в среднем на каждое приходилось 1258 человек. Среди чувашей этот показатель составил 609 человек (198 512 человек в 326 селениях), а у мордвы он равнялся 1415 (236 548 человек в 163 селениях) и был несколько выше, чем у татар-мусульман[9].
Как показывают исследования, размеры татарских деревень формировались под влиянием различных обстоятельств: географических, экономических, социальных, этнических и политических[10]. Так, у татар-мишарей в сравнении с другими народами Среднего Поволжья селения были особенно крупными[11]. Такая же картина наблюдалась и в Казанской губернии, где проживала этническая группа казанских татар[12].
Уезды, волости, а также селения Симбирской губернии отличались пестрым этническим и конфессиональным составом населения. В конце XIX – начале ХХ вв. в губернии существовало 58 селений, в которых совместно проживали татары-мусульмане, православные русские, чуваши и мордва. Их численное соотношение в отдельно взятой деревни нередко зависело от того, в какой волости они располагались – чисто русской, татарской, чувашской или в этнически смешанной.
В Симбирском уезде в селениях Сиуч (Сивуч), Карлинское, Юшанское, Уренская Капышовка, По-гребовские Выселки, располагавшихся в этнически «русских» Тагаевской, Языковской, Тетюшской, Сельдинской и Ново-Никулинской[13] волостях, татар-мусульман в 1892–1907 гг. насчитывалось чуть более трех десятков человек. При этом их доля от общей численности жителей составляла всего 0,7–5,2%. Такое же соотношение мусульманского и православного населения наблюдалось в пяти чувашских селениях Буинского уезда: Три Избы Шемурши, Чепкас Ильметьево (Шемуршинская волость), Малые Убеи, Чувашский Дрожжаный Куст (Убеевская волость) и Новое Бахтиярово (Больше-Батыревская волость). Доля татар-мусульман в этих селениях во второй половине XIX – начале ХХ вв. составляла 1,3–4%, а численность не превышала трех десятков человек[14]. Незначительное число татар-мусульман (менее трех десятков) проживало в мордово-чувашском с. Большое Батырево и русско-чувашском с. Убеи. В этих селениях в середине XIX – начале ХХ вв. их доля равнялась 0,3–3,0%[15]. Во всех этих селениях по своей малочисленности мусульмане не имели законной возможности организовать религиозный приход.
Иное соотношение мусульман и христиан, преимущественно русских и частично чувашей, наблюдалось в 18 татарских деревнях, в большинстве своем находившихся в этнически однородных волостях: Чембилеевской (Чембилеи), Шихирданской (Шихирданы, Полевые Бикшики), Ново-Какерлинской (Новые Какерли, Малая Цильна), Мочалеевской (Мочалеи), Старо-Студенецкой (Старый Студенец, Старые Тинчали, Новые Тинчали, Новое Шаймурзино, Мещеряки, Нижний Нарадбаш) и Старо-Тимошкинской (одноименная деревня)[16]. В этих селениях, так же как и в деревнях Большие и Малые Тарханы, Сюндюковка и Новоиркеево, Чепкас Вольный Стан, расположенных в этнически неоднородных волостях: Больше-Тархановской (татаро-мордовской), Сюндюковской (татаро-русской), Энтугановской (татаро-чувашской), доля православных христиан в 1892–1907 гг. варьировала в пределах 0,1–2,1%, и их насчитывалось не более трех десятков человек[17].