История По следам великих поэтов и др.

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
319
Баллы
83
По следам великих поэтов
Литературно-краеведческий журнал "Мономах" № 1 (48)-2007


На большой дороге к склонам меловых гор прилепилось несколько порядков с сотней домишек. По-старому Каменный Брод, а по-нынешнему – вроде не очень ладно – именуют село Прислонихой. По соседству, в четырех верстах, у главного тракта проживало немало важных господ. Взять, к примеру, Языковых. В их доме часто собирались гости, в шкафах блестели позолотой корешки книг. Дымили трубки, говорили о новых изданиях, о препонах цензуры. В той комнате, где ночевал некогда сам Александр Сергеевич Пушкин, сохранялось все неизменно. В шкатулках лежали письма, стихи великого поэта и послания братьев Языковых к нему. Здесь на Московском тракте помнили и были, и небылицы. Рассказывали, как по этой столбовой дороге, в железной клетке везли на казнь самого Пугачева. Все это в далеком прошлом.


Потом две революции, гражданская война, голод. Председатель и секретарь сельского совета Прислонихи Аркадий Пластов, которому минул в ту пору 31 год, в голодном 1921-м году многим помог выжить – распределял продукты, поступившие от Помгола из Москвы и из-за границы от АРА. А по вечерам садился за книги, вынимал из папки, в которой были деловые бумаги, свои наброски, работал. Односельчане привыкли: и дед, и отец его рисовали. С раннего детства Аркадий пристрастился к героям сказок Александра Сергеевича.
Как позднее писал в своих мемуарах художник, когда он читал крохотный синий томик «Капитанской дочки», рука его машинально чертила на полях бумаги сцены из жизни Гринева, суд Пугачева над молодым офицером.
В папку с вырезками, лежавшую на полке рядом с томиками Языкова и Пушкина, ложились вырезки из губернской газеты «Экономический путь». В ней сообщалось, что собрания трех симбирских дореволюционных музеев объединили в одной губернской экспозиции. При содействии художника Остроградского при губернском музее собирались вновь члены бывшей архивной комиссии и призывали сохранять и доставлять в Симбирск из бывших барских усадеб и частных музеев реликвии прошлого.
Приближалось 90-летие со дня посещения Пушкиным Симбирского края. Пушкинский дом прислал проспекты изданий, посвященных его жизни и творчеству. В соседнем Карсуне создали кружок краеведения, который планировал открыть свой уездный музей.
…В тот голодный год самому Пластову помог друг и учитель Дмитрий Иванович Архангельский, хлопотавший за молодого, подающего надежды художника. Он добился зачисления его в штат губернского музея в качестве разъездного агента и проинструктировал, что в его задачи входит зарисовка старинных храмов, поместий, строений, сбор старинной мебели и прочих раритетов, представляющих музейную ценность.
А между тем в уезд неожиданно пожаловал гость из самой Москвы из Главнауки, который посетил и Карсун, и Языково, и Тагай, и другие поселки. Визит высокопоставленного чиновника в уезд не был случайным. Еще в 1919 году в связи с делом об имуществе Перси-Френч в Симбирск приезжал эмиссар по делам музеев и охраны памятников Старошенко. Чуть позже прибыл с инспекционной поездкой эмиссар Беляев, который, ознакомившись с богатейшими культурными ценностями края, добился разрешения остаться здесь представителем Москвы. Его назначили заведующим губернским архивом. 31 марта в Симбирский губисполком была прислана телеграмма: «Главмузей просит передать вещи из усадьбы бывших Языковых симбирскому художественному музею. Отбор предметов поручается музейной секции. Подпись: завГлавмузеем Троцкая». Губернские власти переслали соответствующее предписание в Тагайскую волость, требуя передать языковские вещи в губернский центр: «Согласно прилагаемой телеграммы из Москвы предлагается им выяснить положение по отбору предметов художественному музею из бывшей усадьбы Языковых и немедленно о сем доложить Президиуму губисполкома. Секретарь губисполкома Гимов».
К этому времени Аркадий Пластов уже успел побывать в Усть-Урене, Белозерье, Тагае, ознакомиться с предметами старины и художественными ценностями. На очереди было Языково. И вот художник-председатель Пластов запряг казенную лошадку и вскоре свернул направо с Московского тракта, туда, где виднелся фабричный корпус с трубой, а на пригорке бывший языковский дом. С собой у него было удостоверение симбирского губернского отдела народного образования: «Предъявителю сего художнику А. Пластову поручается зарисовывать памятники старины и искусства, делать описания предметов, представляющих историческую и художественную ценность и доставлять в губмузей книги и предметы по искусству».
Одновременно с этим ему было дано задание выяснить, «какие и куда отправлены вещи из дома и с конторы фабрики бывшей Степанова. Если есть стихи, то их желательно переписать и прислать в секцию». Аркадий Александрович захватил с собой выдержки из описания дома Языковых, подготовленные еще В. Поливановым.
После того, как из дома Языковых выехал детский дом, в нем разместили склад. К счастью, Пушкинская комната сохранилась, но ничего из той обстановки в ней уже не было. Председатель языковского совета подтвердил, что часть барской мебели действительно была увезена в некоторые учреждения Симбирска. Что касается произведений искусства и прочей обстановки, сданной по акту представителям местного совхоза, то об этом никаких сведений у него не было. Рядом с бывшим помещичьим домом по-прежнему стояла трехпрестольная церковь. Фамильный склеп Языковых был вскрыт. Как и в пушкинские времена, за окном шумел их родовой парк, точнее, то, что осталось за эти годы от него. Уже В.Н. Поливанов отмечал, что аллеи парка пришли в запустение, но сохранилось озеро и островок на нем с остатками беседки и по-прежнему шумело листвой вековое дерево. Рядом с полузаброшенным особняком братьев Языковых и парком, у входа в который лежали свежесрубленные деревья, был расположен фабричный поселок. Все сохранилось от предыдущего владельца, фабриканта Степанова. Действовала больница на 30 коек, работала школа первой и второй ступени. Продолжала работать библиотека-читальня, а на двери клуба висело объявление о том, что предстоит концерт самодеятельности и производится запись молодежи в молодежный духовой оркестр.
По итогам поездки Аркадий Александрович отправил соответствующее донесение в художественный музей. А уездные волостные власти на основании этой записки, подтвержденной местной администрацией, телеграфировали в Москву 2 апреля 1921 года: «Сообщаем вам, что в усадьбе бывших Языковых домашних вещей обстановки, картин, посуды и прочего, принадлежащего им – нет ничего. И куда таковые поступили сведений у местной администрации не имеется».
***
...В 1912 году на гончаровских торжествах, состоявшихся в Дворянском собрании, присутствовала вся знать Симбирска, возглавляемая членом Государственного совета предводителем дворянства В.Н. Поливановым.
Перед открытием выставки, посвященной 100-летию И.А. Гончарова, всем посетителям раздавали каталог музея. Никто не знал, что обложку его подготовил выпускник духовной семинарии, 17-летний юноша Аркадий Пластов. Среди экспонатов выставки значился герб рода Трегубовых. Известно, что отставной капитан был наставником Гончарова. Никто из присутствующих не останавливался около этого рисунка, выполненного Пластовым. А вот сам юноша надолго задержался у посмертной маски Александра Сергеевича Пушкина, которую симбирянин Гончаров, создатель знаменитой трилогии, боготворил.
Вспоминая этот год, будущий мастер в своих мемуарах писал: «Параллельно с этим я рисовал, писал этюды, эскизы, мечтал, строил планы в целом цикле картин развернуть эпопею крестьянского житья-бытья». Архангельский поощрял его, обещая взять наиболее удачные его работы на губернскую выставку «Современное искусство».
В 1922 году после окончания сельской страды Аркадий Пластов отправился в Москву возобновить старые связи и знакомства с художниками столицы и своими учителями. Поездка оказалась удачной. А вот возвращение...
В конце сентября живописец сошел с поезда в Майне и отправился лесом по знакомой дороге. На полпути он заметил большое зарево. Подойдя ближе в Московскому тракту, он понял: полыхал бывший языковский дом. В такие минуты своей жизни Пластов темнел лицом. Зарево ассоциировалось и с революцией, когда горели барские усадьбы, и с пугачевским бунтом, когда в Языкове сожгли заживо его владельца. Пластов не мог знать, что пройдет всего восемь лет, и безжалостный огонь уничтожит все нажитое имущество и бесценное художественное наследство самого мастера.
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
319
Баллы
83
И снова к Пушкину
В художественном музее на Московской улице в библиотеке Аркадий Александрович знакомился с последними работами столичных художников. С особым интересом он следил за иллюстрациями к произведениям А.С. Пушкина. Ко дню смерти поэта в том 1922 году в губернском книгохранилище на Покровской была открыта пушкинская выставка. В очередной свой приезд в Симбирск прислонихинский художник отправился осматривать экспозицию. В пушкинском уголке были сосредоточены все реликвии книгохранилища – прижизненные издания, журналы пушкинского времени, семь томов Анненковского издания.
По соседству с пушкинскими томами расположились – рисунки, гравюры, бюсты. Экскурсовод обратил внимание приезжего на бюст Александра Сергеевича работы Гальберга. По его словам, симбирский пушкинист Анненков, посетив Наталью Пушкину-Ланскую, увидел при выходе из ее дома в углу какой-то бюст, на котором сушились чепчики. Его удивило такое отношение к памяти знаменитого поэта, и он попросил вдову отдать ему в дар этот бюст.
В начале революции этот бюст привезли из Чирикова Симбирской губернии в губернский центр, в музей. Украшением художественной части пушкинской выставки явились акварели Дмитрия Ивановича Архангельского.
...Прошло 26 лет с той первой в губернском центре в советское время пушкинской выставки. В 1949 году Аркадию Александровичу исполнилось 58 лет. В соседнем Языкове на фабрике вместо солдатских шинелей стали шить добротную гражданскую одежду.
Взялись и за старый языковский парк, чтобы возродить его. В феврале месяце Аркадий Александрович из Москвы, где у него уже была мастерская, сообщает жене о том, что он завершил картину «Пушкин в Болдине»: «На этой композиции Пушкин едет верхом по ржаному полю. Пушкин тебе бы очень пришелся по душе. Он весь какой-то вышел цельный и монументальный, несмотря на небольшой размер. И по цвету, кажется, очень вышел». И искусствоведы, и земляки, рассматривая новую работу односельчанина, опубликованную в февральском номере журнала «Огонек», находили, что окрестности Болдина очень напоминают прислонихинские осенние пейзажи.
В том году весь Советский Союз отмечал юбилей великого поэта. Аркадий Александрович получил с нарочным приглашение на межрайонную конференцию, посвященную 150-летию со дня рождения Пушкина. В мастерской Пластова стояли готовые полотна и наброски к «Борису Годунову», «Истории села Горюхино», «К Полтаве», к «Капитанской дочке» и многочисленные сюжеты, посвященные пушкинскому Пугачеву. Лауреат Сталинской премии, действительный член Академии художеств А. Пластов, надев городской костюм с орденом, запряг лошадку и отправился по знакомому московскому тракту. Вскоре он свернул к языковскому дому культуры.
Встречные колхозники спрашивали его, не «патреты» ли он писать едет. В ответ на шутки Аркадий Александрович отвечал: «Нет, портретов писать не буду. Я сегодня еду в гости к братьям Языковым и к самому Александру Сергеевичу Пушкину».
На Языковском празднике.jpg
На Языковском празднике

Владимир Радаев
фото С. Ойкина
 

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
319
Баллы
83
Посмертная маска Пушкина

Литературно-краеведческий журнал "Мономах" № 1 (48)-2007


В день трагической смерти А.С. Пушкина 170 лет назад в январе 1837 года с его лица была снята посмертная гипсовая маска, дающая представление об облике поэта в последние годы его жизни и сохраняющая непреходящее значение первоисточника для всех последующих изображений великого поэта. Так знаменитый гравированный портрет работы Т. Райна (1837 г.) и еще более знаменитый бюст А.С. Пушкина работы С.И. Гальберга сделаны, как свидетельствуют современники, непосредственно по маске. Причем сама посмертная маска была снята под наблюдением самого Гальберга. Прекрасный бюст работы Гальберга хранится в музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге. Лицо вылеплено по маске настолько точно, что в бюсте нашел отражение даже сдвинутый несколько влево рот поэта.


В настоящее время сохранилось мало масок Пушкина, сделанных с первого типового оригинала, который отливается непосредственно с негативной формы – отпечатка лица в гипсе. Исследователи отмечают, что «маски первого отлива очень ценны, и важно установить, в каких музеях и у каких частных владельцев сохранились эти маски». Исследователи пришли к выводу, что масок первого отлива было не более пятнадцати.
Некоторые из этих масок сохранились до наших дней. Например, во Всероссийском музее А.С. Пушкина имеется маска, принадлежавшая графине Екатерине Федоровне Тизенгаузен, дочери Елизаветы Михайловны Хитрово, хорошо знавшей и любившей поэта. В этом же музее находится посмертная маска Пушкина из парижского музея А.Ф. Онегина, друга П.В. Жуковского, сына поэта В.А. Жуковского. В 1927 году эта маска была передана в составе собрания А.Ф. Онегина Пушкинскому дому Академии Наук СССР. Еще одна такая маска хранится в библиотеке Тартуского университета с 1856 года. Наконец, в Оренбургском областном краеведческом музее находится маска Пушкина, по преданию, принадлежавшая В.И. Далю.
Ученые приходят к выводу, что некоторые экземпляры первых отливов маски Пушкина или утрачены, или точное местонахождение их неизвестно.
В числе первых владельцев посмертной маски Пушкина исследователи почему-то не назвали одного из самых близких друзей великого поэта – Александра Ивановича Тургенева (1784-1845). Передовой человек своего времени, уроженец Симбирского края, он сыграл видную роль в судьбе А.С. Пушкина. По совету А.И. Тургенева в 1811 году Пушкин был определен в Царскосельский лицей. В лицее Александр Иванович посещал Пушкина, следил за его развивающимся литературным талантом. Общались они и в кругу литературного кружка «Арзамас». В 1817-1820 годы Пушкин часто бывал в доме Тургеневых в Петербурге.
Встречались и дружили они и в последующие годы. Тургенев, вспоминая о Пушкине, писал И.С. Аржевитинову 30 января 1837 года о частых встречах с ним: «Он как-то более полюбил меня, а я находил в нем сокровище таланта, наблюдений и начитанности о России». После трагической дуэли А.И. Тургенев провел многие часы в квартире умирающего, сопровождал тело великого поэта в Святогорский монастырь и описал горестные события в письмах к современникам.
Естественно предположить, что А.И. Тургеневу должна была одному из первых достаться посмертная маска Пушкина. О том, что это именно так, свидетельствуют рукописные воспоминания Н.А. Татариновой, признанные как самые авторитетные мемуарные свидетельства. Описывая в неопубликованной части воспоминаний свою жизнь в Новой Ерыкле в 1850-е годы, когда она жила здесь в доме своего отца А.Н. Татаринова, домашнюю обстановку, она пишет: «На стенах висят хорошие гравюры, копии со знаменитых картин, портреты неизвестных лиц, двух братьев Тургеневых – Александра Ивановича и Николая Ивановича, родственников отца, Николая Михайловича Языкова, товарища отца по университету, висит маска, снятая с мертвого Пушкина. Эта маска была прислана Аржевитинову Александром Ивановичем Тургеневым».
Какова же судьба посмертной маски А.С. Пушкина? От Аржевитинова, умершего в 1848 году, его дом в Ерыкле перешел к его сестре Анне Татариновой, бабушке Н.А. Татариновой. То есть, в 1850-е годы маска Пушкина хранилась еще в Ерыкле! А потом?
Писательница Александра Петровна Анисимова вспоминает, что в 1892 году новоерыклинский помещик пригласил на работу ее отца, молодого агронома, и поручил ему восстановить усадьбу. Сам помещик жил с семьей в Петербурге и только изредка, может быть, раз в три года, приезжал взглянуть на свое имение.
Тогда отец сводил будущую писательницу в барский дом. «Там я впервые в жизни увидела большие от пола до потолка зеркала, мягкие диваны и стулья, покрытые чехлами, на стенах старинные портреты «прежних баринов и барынь». После всего отец подвел меня к высокой тумбочке, на ней, выделяясь на бархате, лежало белое, как из мела сделанное, человеческое лицо с закрытыми глазами. Черты лица были знакомы».
– Папа, это Пушкин? – спросила я. Отец сказал:
– Это гипсовая маска, слепок с лица Пушкина, когда он лежал в гробу. Таких масок в России только три. Это самое дорогое из всего, что есть в этом доме».
Как видим, судя по воспоминаниям А.П. Анисимовой в ее книге «Птица радость», в Новой Ерыкле в начале прошлого XX века хранилась посмертная маска А.С. Пушкина даже не первого отлива, а один из гипсовых первых оригиналов. Значение этого оригинала вообще трудно переоценить. Не зря его так бережно хранили и ценили в заброшенном барском доме, хранили на особой отдельной тумбочке.
Что стало с этой маской потом? Не хранится ли она у кого-то из жителей Тереньгульского района? Может быть, кому-то удастся разыскать следы уникальной посмертной маски А.С. Пушкина, установить ее судьбу с начала двадцатого века.
Анатолий Макеев
 
Верх