История Казаки на Симбирской засечной черте XVII в.

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Казаки на Симбирской засечной черте XVII в.
Фрагмент дореволюционной книги(1)
Источник: "Симбирская Казачья Азбука - Казачество и Симбирский – Ульяновский край с XVII в. до наших дней" (под ред. Н.В. Липатовой и С.А. Прокопенко. – Ульяновск: Союз краеведов Ульяновской области, 2018.)

В 1636 г. московское правительство распорядилось для защиты Рязанских, Шацких и мещерских окраинных мест от «воинских людей» поставить в поле город, которым бы можно было в этих местах «войну от Татар отнять». Вследствие этого «на лесном Воронеже поставлен город «Козлов», в котором были «устроены стрельцы и казаки и всякие жилецкие люди»; «да от Козлова же в Шацкой же стороне… на 12 верст учинен земляной вал, а по тому земляному валу поставлены три городки земляные с башнями…. Да в том же году для береженья от крымских и от Ногайских людей… на поле на р. Цне поставлен город Тамбов, а в нем устроены всякие служилые люди; да от Тамбова к Козлову городу в земляному валу учинены надолбы; за Щацким же от поля на реке на Ломове поставлены два города Ломовы – Верхний и Нижний… и теми новыми городы и крепостьми в Ряжских, Рязанских и Зашацких во всех местах татарская война от приходов укреплена».

Затем говорится о попытках неприятеля в 1637 г. вторгнуться внутрь России; но воеводы, сказано, из этих городков не пропустили неприятеля, почему, по примеру уже выстроенных городков правительство намерено построить подобные же укрепления и в других местах на юге и юго-востоке, «чтобы теми городами и острогами от крымских, от ногайских и от азовских людей… во всех украинских городах войну отнять». Быть может, в Москве уже в это время зародилась мысль о постройке укрепленной черты для защиты правой стороны Поволжья, – мысль осуществившаяся лишь через десять лет в виде Симбирской черты. Делаю этот предположение потому, что правительство, по видимому, теперь уже убедилось в большой серьезной действительности этой, хотя и дорогостоющей, меры, сравнительно с прежде практиковавшимися.

Во всяком случае несомненно, что лишь в 1648 г. открылись работы по сооружению укреплённой Симбирской черты, получившей свое наименование от вновь построенного города у реки Волга. О которого черта эта непосредственно начиналась; город же свое название наследовал от живописного урочища, на котором он был построен, где, как предполагают некоторые и прежде находилось болгарское или татарское поселение с тем же названием. Выстроен был город Симбирск по приказу правительства бояриным и оруженичьим Богданом Матвеевичем Хитрово с товарищи. Для постройки города и укреплений, примыкавших к нему, вызваны были «посошные люди низовых городов, с русских – с пяти дворов, а с ясашны – с 3 дворов по человеку». Укреплен был город Симбирск по всем правилам военного искусства того времени. Кремль, главнейшая его часть, занимал самое возвышенное место; за ним следовал «острог», заключавший в себя посады и обведенный рвом и тыном. От нового города начиналась укрепленная черта, которая была ведена в юго-западном направлении.​

1 Фрагмент из книги: Перетяткович Г. Поволжье в XVII и начале XVIII века (очерки из истории колонизации края). – Одесса: Типография П.А. Зеленого, 1882. – С. 73–80.
 
Последнее редактирование:

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Черта состояла из непрерывного вала со рвом, увенчанным деревянным тыном. В лесных местах вал прерывался засекою, устроенную через весь лес. А в других местах, особыми укрепленными укреплениями, которые назывались острогами и острожками, со стенами и рвами вокруг и с башнями по углам и в середине стен. Всех острогов от Симбирска до Инсара позднее было восемь. (Более значительные от Симбирска остроги были следующие: Тагай, Урень, Корсунь, Погорелой, Аргаш, Сурск, Темар и Саранск. Следует, впрочем, заметить, что на рукописной карте конца XVII столетия по Симбирской черте. Здесь отмеченной, нарисовано 7 острогов: четыре из них между Волгой и Сурою, а три между Сурою и Мокшею). Симбирская черта с укреплениями строилась в продолжении шести лет, – «работных людей у валового острожного дела было до 1654 г. во всякое лето по 3326 и по 4898 человек». Последнее из значительных укреплений, которым Симбирская черта заканчивалась на югозападе, был Инсарский острог; впрочем, укрепленная черта продолжалась и за инсаром в юго-западном направлении и примыкала к Нижне-Ломовской черте, которая уже входила в состав другой укрепленной черты, упомянутой выше.

Работы на черте открылись одновременно в разных местах. Мы знаем, например, что, кроме города Симбирска в 1648 г. построен и город острог Инсар с частью своей черты, которая упоминается в этом же году. Как для построения города Симбирска, острогов и острожков на черте, так и для заселения этих укреплений воинскими людьми, Московское правительство обращалось прежде всего к ближайшим местам и затем уже к более далеким от черты. Так, нам известно, что все население большого села Федоровского. Вместе с жителями некоторых поселений, тянувших к этому селу, находившемуся недалеко от Тетюшской засеки, переведено было на Симбирскую черту. Все военное население Килнинского острожка вместе с полковыми казаками Карлинской слободы переселено было также на Симбирскую черту.

Для заселения города Инсара взято было в 1647 г. триста служб их ближайшего к нему города Темникова; в это же время «построено» было столько же служеб под названием казаков по Инсарской черте в засечных крепостях и слободах. Для этого взяты были люди не только из окрестных селений города Темникова, но и из окрестностей самого Инсара. «Некоторые селения были даже сполна перевезены за Инсарскую черту, где на новых местах жители их устроены были дворами и наделены пашней и другими угодьями с обязанностями служилых людей. Причина такого перемещения целых селений заключалась, как говорится в актах, в том, что они беспрерывно разорялись Ногайцами….

Внутренняя стороны за Инсарскою чертой получила название Русской и была причислена вместе с самим городом Инсаром к Руси, а сторона, оставшаяся вне черты, стала называться Ногайской, Крымской, Степной». В слободах и острожках на черте для надобности службы водворялись из ближайших и отдаленных мест безразлично как русские, так и инородцы. Так, по словам одной грамоты, «как построен город Корсунь и Корсунская черта, и в то время переведены в Корсун из Алатырского уезда станишные мурзы для вестей от приходу воинских людей», причем десяти из них впоследствии было поручено «быть в Корсуни в дозорщиках »; затем, на черту около Инсара переведена Мордва с тяглых жеребьев из разных селений Темниковского уезда и приверстана в казачью службу за городом Инсаром в направлении к Нижнему Ломову; с Крымской стороны из за валу тоже переведена была Мордва на черту и поселена выше Инсара в направлении к Саранску. Кроме того, нам известно, что некоторые Татаре из деревень Свияского уезда переведены были в это время «в государеву конную службу по городу Симбирску в слободу Елховку на вечное житие».​
 
Последнее редактирование:

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Из Тетюш по указу государя переведены были в 1649 г. 50 человек Днепровских казаков вместе с их атаманом «в новой Симбирской город на вечное житие». В том же году из Лаишева переведено было 40 человек конных казаков в симбирский уезд в слободу Лебяжью. Наконец, есть известие, что из города Арска в 1649 г. переведены были по указу государя конные казаки 50 человек на Симбирскую черту в Юшанск., в близи которого они основали Арскую слободу. На русское правительство половины XVII в., сооружая Симбирскую черту для защиты своего окраинного населения, имело большую нужду в людях для заселения воздвигаемой черты; при недостатке таковых в своих городах и в дворцовых имениях оно без стеснения брало людей с частных земель и водворяло их на черту. Так, мы знаем, что 57 дворов бобылей были взяты в 1648 г. у Спасского монастыря и переведены «с монастырских выгонных земель в Воронцовскую и в Тагайскую и в иные слободы, в тягло и в посад»; гораздо позднее (в конце XVII столетия) и в другое уже царствование был вознагражден Спасский монастырь за материальный ущерб, причиненный ему этим отнятием.

Все люди, выселенные в города, остроги, острожки и слободы по симбирской черте, как и Инсарские, вероятно, получали деньги на дворовое строение; кроме того, им всем на новом месте, «отмерено на пашню земли и сенные покосы и всякие угодья», смотря по званию, которым обладал тот или другой из них; при этом, земля отмерялась не только наличным членам общины, но иногда отводилась также «на прибавочных людей», то есть тем, которые еще должны будут при быть впоследствии. Пахотная земля и угодья отводились не всегда близко черты, а иногда довольно далеко, так что, например, Корсунксие казаки впоследствии жалуются правительству, что «за дальними полями лошадей перемучили и оскудели; чтобы их из Корсуни на те их отводные поля выпустить и дворами дозволить построиться на речке Потьме».

Впоследствии отдаленности пахотных земель от места жительства служиливых людей они иногда совершенно отказывались пользоваться отведенной землею, – обстоятельство, бывавшее поводом к появлению на подобной земле нового поселения. Так именно случилось с другою группою казаков, водворённых в город Корсуни строителем его, воеводою Борисом Приклонским. Он отвел Корсунским казакам, пятидесятнику Ортюшке Тарасову с товарищи, на пашню земли и сенных покосов в десяти верстах от города на реке Вердивасской. По словам грамоты, «Корсунские казаки с того Борисова отвода на той земле пашни не пахали и лежала в пустоте многое время». В последствии, когда воеводою в Корсуни был Савелий Скрипицын, то они утилизовали эту землю, «прибрав от отцов детей, от братьи братьев и от дядей племянников, и на той казачьей земле построили вновь Вердивасскую слободу и на пашню земли и сенные покосы отвели».​
 
Последнее редактирование:

simgen

Moderator
Регистрация
08.07.2018
Сообщения
8 715
Оценка реакций
333
Баллы
83
Вал и засечные крепости должны были не только в последствии, но и в начале охраняться караульными, расставленными поблизости друг от друга («сторожи частые»). Для таких караулов назначалось потребное число служилых людей из русских или не инородцев, получавших здесь землю, которым исключительно вменялась в обязанность эта служба: они отправляли ее, переменяясь между собой на заранее указанных им местах. Название вновь построенной Симбирской черты, состоявшей из вала со рвом, засек, острожков и острогов, тоже, по всей вероятности, с самого начала состояло в наблюдении городских и острожных воевод, на черт, затем, «чтобы воинские люди к Симбирску и к … Симбирской черте на русские и на мордовские деревни безвестно не пришли и дурна какого не учинили и уездных людей не повоевали и не побили и в полон не поймали». Сверх того, в местах степных по черте учреждены были подъезды, станы и сторожи. «В подъезд посылались служилые люди из города за приписанную к нему черту, в степь, для «проведения вестей про неприятельских воинских людей». Иногда отправляема была с той же целью станица, т.е. несколько человек вместе.

Место, где они обыкновенно останавливались для собирания сведений, называлось «станом», или также «станицей», от чего и самые служилые люди назывались «станичниками». Напротив, сторожи были такие пункты или возвышенные места, где постоянно находились сторожа, наблюдавшие за всем, что происходило в степи. Известно, что такие сторожи были расставлены не в дальней расстоянии один от другого, так что вести о неприятелях передавались в город чрезвычайно скоро, посредством извещении ими друг друга, а ближайшим к городу сторожем самого городского начальства. Такие вести… сообщались тотчасть в другие города, которые назначено было правительством. Подобные сообщения производились через вестовщиков, нарочно для того приставленных».​
 
Последнее редактирование:
Верх